Десятилетие вынужденной миграции в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Десятилетие вынужденной миграции в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Миграция — естественный процесс, регулирующий экономическую, социальную и демографическую системы общества. Однако возникают ситуации, когда человеку приходится покидать родные места из-за стихийных бедствий или военных событий. Чтобы эффективно управлять процессом, нужно учитывать причины, обусловливающие движение миграционных потоков.

Формирование и реализация государственной миграционной политики Российской Федерации в сфере вынужденной миграции и предоставления убежища

Изд-во «Спутник+» Москва — 2009

Автор

В.А. Волох — заместитель заведующего кафедрой управления миграционными процессами Института государственного управления и права Государственного университета управления, кандидат политических наук

Рецензенты:

В.В. Воробьев — доктор политических наук, профессор Кафедры информационной политики Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации

М.Р. Деметрадзе — доктор политических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии РАН, профессор Кафедры мировой политики и международных отношений Российского государственного гуманитарного университета

Ю.В. Рощин — кандидат экономических наук, профессор заместитель директора Института государственного управления и права, заведующий кафедрой управления миграционными процессами Государственного университета управления.

В монографии рассмотрены основные теоретические проблемы и практические процедуры предоставления убежища (статуса беженца, политического или временного убежища) в Российской Федерации на основании действующих норм международного права и российского законодательства в условиях мирового финансового кризиса. Анализируются международный опыт и международные нормы в сфере предоставления убежища, рассматривается роль УВКБ ООН и особенности вынужденной миграции в современных условиях, прогнозируется возможное развитие миграционной ситуации, а также предлагаются меры по совершенствованию законодательного обеспечения управления этими процессами.

Монография представляет интерес для научных работников, юристов, политологов, экономистов, социологов, представителей неправительственных, общественных и иных организаций, изучающих проблемы миграции или работающих в этой сфере.

Может быть использована в качестве учебного пособия для студентов специальности «Менеджмент организации», специализация «Управление миграционными процессами», а также для студентов других высших учебных заведений, слушателей курсов, семинаров, изучающих проблемы миграции населения и работников органов государственного управления в сфере миграции.

Монография издана к 90–летию Государственного университета управления и 10–летию Кафедры управления миграционными процессами.

© Волох В.А., 2009 г.

Внешняя и внутренняя миграция населения в России

Мигранты вливаются в экономическую жизнь страны, так по опубликованным данным, в 2002 году выходцы из трех закавказских республик вывезли из московского региона на свою родину почти 10 млрд. долларов. Приезжие целиком оккупировали некоторые отрасли: общественный транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю. Все торговые пути — кровеносная система страны — намертво схвачены нерезидентами.

Вероятнее всего, при сохранении этой ситуации в России количество коренных жителей России по-прежнему будет уменьшаться, а браков с приезжими, будет немного. Через 20-30 лет население России может стремительно сократиться: каждый третий окажется пожилым человеком, тогда придётся нанимать иностранных рабочих, которые могут растворить, а потом и смыть традиции, культуру, историю и весь русский народ.

Иван Кривушин: «Проблема добровольной миграции сейчас более актуальна, чем в прежние времена»

Г.: Вот это как раз вопрос, который тоже очень меня волнует. Мне кажется , что в той или иной степени ассимиляция возможна, во-первых, только для мигрантов не первой волны, то есть уже если мигрант второго или третьего поколения и, во-вторых, ассимиляция все-таки мне представляется контрпродуктивной на уровне политики, но в то же время мне представляется, что ассимиляция возможна на основе инициативы, исходящей от самого человека. Вот если он хочет полноправно войти в то общество, в котором он существует, даже если его происхождение не такое, как у других, то его внутренний импульс все равно так или иначе приведет к тому, что он будет формироваться уже как представитель вот этого, так сказать, нового общества. И в данном случае, наверное, политика должна предусматривать какие-то, может быть, институты для этого. Но тем не менее вот изначально, особенно по отношению к эмигрантам первой волны, не должна нацеливаться на процессы, связанные с ассимиляцией, то есть получается, что в зависимости от жизненного цикла самого человека, наверное, он должен подпадать под ту или иную политику, то есть если я приехал уже в зрелом возрасте, измениться не могу, соответственно и я сам должен быть настроен на сосуществование; значит, если я уже во втором или третьем поколении, хорошо знаю язык, без акцента говорю, получил соответствующее образование, то я уже должен сам интегрироваться как бы в это общество. Собственно для этого, может быть, и не нужны какие-то особые механизмы.

Правовое регулирование вынужденной миграции в России

Вынужденный переселенческий процесс является одним из видов миграционных процессов, длительное время подлежащий в России правовому регулированию.

Характер дореволюционного правового регулирования вынужденного переселенческого процесса четко отражает описание автором своего героя — Василя Шкутя: «…Он бы дошел, он еще крепок, но где же взять эти семьдесят рублей, которых не хватило для разрешения идти на новые земли?»[1].

Среди главных тенденций, характеризующих современные миграционные потоки, особую значимость с точки зрения соблюдения основных прав человека и развития человеческого сообщества в целом приобретает вынужденная миграция.

Вынужденная миграция, при которой люди, спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного жительства и ищут убежища на других территориях в границах государства своей гражданской принадлежности или за его пределами, в значительной степени явилась следствием принудительной миграции.

Когда речь идет о вынужденной миграции, имеются в виду не только те мигранты, которые получили официальный статус в соответствии с Федеральными законами «О вынужденных переселенцах» и «О беженцах», но и все переселения, не связанные с позитивной мотивацией и привлекающими возможностями в новых местах вселения. Однако такое понимание вынужденной миграции, при всей ее верности, не имеет четких критериев и не может быть выражено количественно.

В генезисе переселенческого процесса в дореволюционной России выделяется Переселенческое управление (2 декабря 1896—19 сентября 1905 гг.), предназначавшееся для заведования переселенческим делом.

Читайте также:  Прогнозы о рынке труда 2023 года

Управление приравнивалось к департаментам и руководило делами разрешений на переселение, заведовало всеми кредитами по МВД на переселенческое дело, рассматривало дела, возложенные на управление Министром внутренних дел[2].

В процессе советского этапа развития отечественной миграционной системы, с одной стороны, прослеживается органическая связь миграции с перераспределением трудовых ресурсов, оплатой труда, ценообразованием[3].

Решалась проблема переселения из малоземельных регионов в многоземельные[4], особенно на Дальний Восток в связи с усилением его военно-стратегического и политического значения вплоть до Великой Отечественной войны.

С другой стороны, значительные масштабы приобрели принудительные методы переселения населения: этапирование уголовных и политических заключенных в восточные и северные районы.

Вместе с тем урбанизация страны отражала период ее бурной индустриализации: огромные людские потоки пришли в движение, люди порой насильно сгонялись с мест проживания на освоение дальневосточных, северных и других районов, на строительство городов (Норильска, Комсомольска-на-Амуре) и крупнейших промышленных объектов и др.

Установившаяся командно-административная система управления внутренней миграцией способствовала ускоренному развитию страны при реализации планов первых пятилеток. С 1936 г. руководство переселенческим делом было возложено на НКВД[5].

Под вынужденным переселенческим процессом понимается целенаправленное, согласованное функционирование субъектов управления, права, информатизации и обеспечения при проектировании и территориальном перемещении людей, обусловленном их государственным регулированием, реализацией личных, общественных и государственных интересов и, как правило, влекущем приобретение ими нового правового статуса.

Основным межправительственным органом, ответственным за деятельность Совета Европы в области миграции, является Европейский комитет по миграции. Его задача состоит в развитии европейского сотрудничества по вопросам миграции, положения мигрантов, социальной интеграции мигрантов и беженцев и общинным отношениям.

За прошедшие годы Комитетом министров Совета Европы было принято большое число резолюций и рекомендаций, касающихся защиты трудящихся мигрантов и членов их семей: о возвращении трудящихся мигрантов на их родину; Резолюция о школьном обучении детей трудящихся мигрантов; Резолюция о равном обращении с трудящимися страны и мигрантами в области условий труда, оплаты, увольнений, географической и производственной мобильности; Резолюция о равном обращении с трудящимися страны и мигрантами с точки зрения доступа к профессиональной подготовке и переподготовке; Резолюция о незаконной иммиграции и незаконном найме иностранных рабочих; Рекомендация о женщинах-мигрантах; Рекомендация о втором поколении мигрантов и др.

Юридический статус мигранта зависит от того, имеет ли он гражданство страны проживания или может его приобрести. Совет Европы стремится способствовать тому, чтобы иностранные граждане, особенно проживающие в стране на постоянной основе, обладали более полной юридической защитой.

Это основное условие успешной интеграции. В начале 90-х годов комитетом экспертов по юридическому статусу долгосрочных мигрантов в принимающих странах разработаны предложения по гармонизации правового положения долгосрочных мигрантов.

Миграционное положение в России

Ни для кого не секрет, что Россия ежегодно принимает огромное количество мигрантов. В основном иностранные граждане приезжают с целью устроиться на работу. Логично предположить, что наиболее развита миграция из Центральной Азии в Россию. Объяснить это можно тем, что страны находящиеся именно в данной части материка, близко расположенной к Российской Федерации, экономически менее развиты.

Также на то, что в Российской Федерации преобладают мигранты, приезжающие стран СНГ, влияет и действие программы добровольного переселения соотечественников. Именно поэтому граждане соседних государств, правительство которых не обеспечивает достойного уровня жизни, стремятся в Россию.

Стоит отметить, что в некоторых странах – бывших республиках СССР до сих пор высоко ценится российское образование, что обеспечивает еще одно миграционное направление – получение образование в РФ.

Привлечение потока мигрантов страну, конечно, обеспечивает прирост населения, однако современная миграционная ситуация в РФ в 2017 году, вернее, статистические данные говорят о том, что большое количество самих россиян ежегодно покидает страну, они отдают предпочтение таким промышленно развитым государствам, как США, Австралия, Канада, Финляндия и Германия.

Особенности внешней и внутренней миграции в России (стр

Миграции (от латинского «migratio») — перемещения людей между отдельными территориями и поселениями, связанные с постоянной, временной или сезонной переменой ими места жительства. Главная причина миграций — экономическая, но значительную роль также играют политические, национальные, религиозные и другие причины. Формы миграций весьма многообразны: ежедневно сотни миллионов людей участвуют в маятниковых (челночные) трудовых поездках, обусловленных большим расстоянием между местами жительства и работы людей, велик размах сезонных перемещений, связанный с сезонной работой, поездками на отдых и лечение, туризмом, а также религиозных паломничеств к святым местам.

И, тем не менее, основные потоки внутренней миграции определялись процессами урбанизации, индустриализации и хозяйственного освоения территорий, богатых полезными ископаемыми. Они связаны, прежде всего, с освоением Крайнего Севера и Сибири, строительством БАМа и т.п. Экономические стимулы порождали интенсивную миграцию в зоны освоения, а тяжелые условия жизни – почти столь же интенсивный обратный поток. Предложения о хозяйственном освоении этих территорий вахтовым методом, т.е. без постоянного заселения, так и не были приняты, хотя низкая эффективность миграции (плохая приживаемость новоселов) и высокий уровень смертности в зонах освоения доказывали обоснованность таких предложений.

Почему происходит миграция в России

В различных странах наблюдается как внешняя, так и внутренняя миграция. Последняя чаще всего заключается в переселении из деревень и поселков в крупные города. Жителей страны главным образом интересует, с какими причинами связана сельско-городская миграция населения России.

Ранее наблюдалась тенденция переезда из сельской местности в крупные города. Прежде всего, это было обусловлено улучшением условий жизни в городах, а также отсутствием в сельских поселениях высших учебных заведений и недостаточным количеством рабочих мест. Переселение из деревень способствовало снижению развития сельского хозяйства страны. Подобная миграция актуальна и по сей день, однако не имеет прежней массовости. Осознавая проблему развития сельскохозяйственной отрасли, правительство РФ решило как-то заинтересовать население и повернуть миграционный процесс в противоположную сторону. На сегодняшний день те, кто переселяются из города сельскую местность, получают определенные льготы и пособия. Государство оказывает им помощь в открытии собственного бизнеса в сфере сельского хозяйства, а также поощряет трудоустройство на предприятиях, специализирующихся в данном направлении.

Стоит отметить, что внутренняя миграция характерна для больших государств, регионы которых имеют различные климатические условия, социально-экономическое развитие, религиозные устои и так далее. Таким образом, причины миграции в России могут быть различными, но чаще всего этот процесс связан с поиском лучшей жизни. Люди переезжают из одного региона страны в другой, а также переселяются из других государств в РФ, если новое место жительства открывает перед ними лучшие перспективы.

Для того чтобы лучше спрогнозировать развитие и масштабы миграционных процессов, нужно понять причины их возникновения.

Ученые, занимающиеся этой темой, в качестве основных выделяют следующие факторы, влияющие на миграционную подвижность населения:

  • неблагоприятная политическая обстановка в стране;
  • упадок экономики;
  • плохая экология;
  • межнациональные разногласия;
  • религиозные расхождения;
  • психологические;
  • межрасовые распри;
  • гуманитарная помощь;
  • правовые причины.
Читайте также:  Проблемы формирования константной и переменной частей оплаты труда

Причины миграции населения

Причины для миграции могут носить различный характер, и, в зависимости от их происхождения, выделяют миграции:

  • экономические,
  • политические,
  • национальные,
  • правовые,
  • расовые,
  • культурные,
  • религиозные,
  • психологические,
  • культурные,
  • экологические.
  • Перемещению населения способствуют такие факторы, как: экономические, социальные, природно-климатические.
  • Экономические миграции обусловлены разным уровнем экономического развития различных стран, что отражается на зарплатах и общем уровне социального обеспечения; несоответствием между количеством рабочей силы, образованием работников и материально-технической базой государства; недостаточным объемом рынка труда.
  • Причины переселения могут носить индивидуальный, групповой или массовый характер.
  • Основания для миграции могут носить типичный или особый, объективный или субъективный характер.

Особое место среди всех причин миграции занимает экологическая обстановка, состояние окружающей среды, которое оказывает прямое воздействие на здоровье населения.

Научно доказана тесная корреляция между загрязнением окружающей среды, заболеваемостью и миграциями населения.

Последствия нелегальной миграции

Массовая нелегальная иммиграция способна привести к следующим последствиям для самих иностранцев:

  • ухудшение здоровья, так как их могут привлекать к вредным, опасным производствам и работам. Отсутствие медицинского обслуживания может привести к потере здоровья, инвалидности и высокой смертности;
  • невысокие стандарты взаимоотношений с работодателями приводят к низким и нестабильным заработным платам;
  • социальная незащищённость и бесправность;
  • риски быть обманутыми как работодателем, так и другими людьми;
  • разрушение семей из-за удалённости;
  • невозможность совершать какие-либо юридические действия (сделки, брак);
  • депортация, штраф, запрет на въезд в иностранные государства. Например, после принудительного выдворения из одной из стран ЕС могут наложить запрет на въезд во все страны Европейского Союза.

Страна, на территории которой проживает большое количество нелегалов, также получает негативные последствия:

  • неконтролируемую санитарно-эпидемиологическую ситуацию;
  • недополучение налогов ввиду того, что не происходят отчисления в бюджеты;
  • увеличение нагрузки на бюджет страны (на медицинское обслуживание, работу органов правопорядка и другие траты государства);
  • увеличение безработицы граждан и снижение доходов населения ввиду того, что рабочие места занимаются нелегалами;
  • перенаселение некоторых районов;
  • увеличение преступности и терроризма;
  • рост недовольства коренного населения.

Миграция как социальная проблема современности

Миграция (от лат. migratio — перемещение, переселение) — любое территори­альное перемещение (переселение), совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц неза­висимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Выделяют четыре вида перемещений: безвозвратные, маятниковые, эпизоди­ческие, сезонные. Они специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует разные цели: трудоустройство, улучшение экономического состояния, религиозные, политические, национальные и т.д. Безвозвратный вид миграции со­провождается перемещением населения из одних населенных пунктов в другие и сменой постоянного места жительства. Сезонные миграции населения — это пере­мещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности воз­вращения в место постоянного жительства.

Они в большинстве своем имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отрасли с сезонным характером произ­водства. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные по­ездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. Их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреацион­ные и иные поездки, совершающиеся не регулярно по времени и не обязательно по одним и тем же направлениям.

В зависимости от продолжительности различают миграцию временную, долго­срочную и постоянную; в зависимости от географических факторов — региональ­ную, приграничную, маятниковую, транзитную; в зависимости от административ- но-правового регулирования — добровольную, легальную, нелегальную, высылку, депортацию, переселение и реэмиграцию. В последние годы все более дает о себе знать тенденция к стиранию различий между отдельными формами миграции. Про­исходит своего рода взаимопроникновение разных форм миграции, границы между ними становятся менее четкими, размываются. Например, сезонный выезд по вер­бовке может превратиться в долгосрочную миграцию, нелегальная миграция может стать легальной после получения соответствующего разрешения на пребывание в стране.

Иммиграция населения — въезд в страну на постоянное или временное житель­ство граждан другой страны, эмиграция — выезд граждан из страны постоянного проживания. Миграция обусловлена рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более вы­соким жизненным уровнем), военными (захват чужих земель и их военная колониза­ция), политическими (бегство от политических, национальных, религиозных, расо­вых и других преследований) и т.д. Иммиграция населения сыграла важную роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира.

Как и всякое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмигра­ция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, пересылают значитель­ную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление туда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты тру­да (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового прожи­вания иммигрантов нередко ухудшается криминогенная обстановка. Иммигранты стараются как можно дольше задержаться в принимающей стране после окончания действия их трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику, включая торгов­лю оружием и наркотиками.

В современном мире значительный размах приобрела межгосударственная ин­теллектуальная миграция. Между странами перемещаются значительные контин­генты трудовых ресурсов высокой и высшей квалификации разных профессий и спе­циальностей: спортсмены, тренеры, артисты, художники, писатели, композиторы, музыканты. Но самым мощным является процесс миграции научных кадров, пре­подавателей, студентов и аспирантов. Только современная русскоязычная «научная диаспора» составляет сейчас не менее 250 тыс. чел. Заметно возросла активность стран третьего мира в привлечении ученых и профессорско-преподавательского со­става, которые в отличие от высокоразвитых стран готовы принимать научные кадры не только высшей, но и средней квалификации.

Одна из особенностей современного международного рынка труда высококвалифицированной рабочей силы заключается в том, что развивающиеся страны привлекают высококвалифицированных специа­листов из развитых стран, обеспечивая высокий уровень их доходов (Арабские Эми­раты, Китай и др.), с другой стороны, аналогичный по профессиональному составу и квалификационному уровню миграционный поток направляется из развивающих­ся стран в развитые страны. Наибольшим спросом в интеллектуальной миграции пользуются специалисты в тех научных сферах, которые определяют современные тенденции развития современной науки и технологии: математика, вычислительная техника, физика, химия, биология, космические исследования.

Определить объемы международной миграции довольно трудно .

Для этого чаще всего используются показатели, фиксируемые в платежном балансе:

1) трудовой до­ход, включающий зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные лицами-нерезидентами (частные лица, находящиеся в стране менее 1 года);

2) пере­воды работников — пересылка денег и товаров (их оценочная стоимость) мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине;

Читайте также:  Какое повышение ждет ЕДВ с февраля 2023: таблицы с новыми суммами

3) оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну.

Во втором и третьем вариантах учитываются как нерезиденты, так и резиденты (лица, получившие вид на жительство и прожившие в стране более 1 года). Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной мигра­цией, измеряются сотнями миллиардов долларов. На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода нерезидентам и 2/3 всех частных пере­водов. Наиболее крупные миграционные потоки приходятся на такие развитые стра­ны, как США, Германия, Япония, Великобритания.

Распад СССР, региональные конфликты, перекосы в национальной политике вы­звали серьезные миграционные процессы. По прогнозам Федеральной миграцион­ной службы (ФМС), в ближайшие годы ожидается переселение 400 тыс. человек из Закавказья, почти 2 млн — из Средней Азии, примерно 200 тыс. — из стран Балти­ки. Общая миграция составит 2-3 млн человек. Эти цифры включают только лиц, въезжающих в Россию на постоянное жительство (иммигранты), без учета так назы­ваемых «транзитных мигрантов», направляющихся через Россию в третьи страны. Конечно, в настоящее время происходят и обратные процессы, но число лиц, поки­дающих страну (эмигранты), несопоставимо меньше.

По прогнозам Минтруда Рос­сии, эмиграция трудовых ресурсов в ближайшие годы составит не более 1 млн чел. Это обусловлено слабым развитием служб трудоустройства российских граждан за рубежом, ограниченной емкостью рынков труда развитых стран, языковым барье­ром, непризнанием большинством стран мира российских дипломов о высшем обра­зовании. Однако вхождение России в Болонский процесс и ВТО может существенно изменить эти прогнозы, приводя к повышению уровня эмиграции до 4-5 млн чел. По расчетам экономистов, экспорт трудовых ресурсов в объеме 1-1,5 млн человек мог бы обеспечить приток в Россию до 10-20 млрд долларов ежегодно.

Внешняя трудовая миграция в России на легальной основе составляет примерно 300 тыс. человек в год, из которых 68 % приходится на Украину, Белоруссию, Тур­цию, Китай и КНДР. Высокий масштаб нелегальной трудовой миграции, в послед­нее десятилетие значительно превышающий легальную, заставил принять более жесткие законы контроля миграционных потоков в стране.

Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.

В зависимости от направления:

  • внутренняя – когда смена места жительства происходит внутри одного государства (из сельской местности в города, из одних регионов в другие);
  • внешняя, когда граждане перемещаются из одной страны в другую.

По продолжительности:

  • временная – при которой переезд осуществляется на определенный период времени (маятниковая, сезонная, вахтовая);
  • постоянная – когда человек переезжает с целью обосноваться на новом месте навсегда.

В зависимости от причин. Побудить к переезду могут такие мотивы:

  • экономические (когда человек стремиться улучшить свое благосостояние);
  • семейно-бытовые (переезд к родителям, детям, супругу (супруге));
  • политические (стремление избежать политических преследований);
  • этнические (возвращение на историческую родину);
  • военные (когда территория проживания людей становится зоной военных действий).

Современные тенденции международного перемещения

До Второй Мировой Войны главными центрами международной миграции считались Канада, США, Южная Африка, Бразилия и Австралия. Затем межконтинентальная миграция сменилась внутриконтинентальной. Центром главных стремлений для переселенцев стала Центральная Европа. Она приютила более 12 млн иностранных граждан. Главными поставщиками рабочих стали Италия, Греция, Испания, Югославия и Португалия.

И сегодня очень привлекательными для эмигрантов остаются Канада и США. На их землях трудятся более 6 млн иностранцев.

Политические события, произошедшие в Восточной Европе, также спровоцировали волну внешней миграции. Можно вспомнить примеры миграции населения из ГДР, СССР и Восточной Европы в ФРГ, когда эта страна приняла около 2 млн немцев.

Сейчас увеличилось число эмигрантов из тех стран, где есть зоны неразрешимых территориальных конфликтов. Побудительные причины миграции в этом случае очевидны: жители этих стран покидают область военных действий, чтобы спасти свою жизнь, вывезти семью в безопасное место и обрести желанную экономическую стабильность.

Смена места жительства с нарушением миграционного законодательства принимающей страны считается нелегальной миграцией. Причины миграции населения в этом случае заключаются в желании срочно покинуть место военных действий, избежать голода и нищеты, скрыться от наказания за преступление или спастись от репрессий. В первую очередь от нелегального переселения страдают приграничные регионы соседних стран.

При этом нелегальными мигрантами считаются такие категории граждан:

  • люди, попавшие в страну по фальшивым документам или без паспорта;
  • подделавшие право на посещение страны;
  • имеющие просроченную визу;
  • не покинувшие страну после завершения учебы;
  • находящиеся в стране по недействительному трудовому договору.

Некоторые страны не дают гражданства детям, рожденным иностранцами. Законодательство Российской Федерации дает ВНЖ детям иностранцев, если ребенок не может получить гражданство страны, из которой приехали его родители.

Сегодня центральную Европу заполнили нелегальные мигранты, покинувшие зону боевых действий в Странах Азии, Африки и Ближнего Востока.

Что такое экзистенциальная миграция

Исследования жизни множества добровольных мигрантов, которые оставили свои дома ради того, чтобы жить за границей, привели к созданию такого концепта, как экзистенциальная миграция. Суть этого явления заключается в том, что люди, благодаря миграции, пытались познать определенные аспекты бытия, которые нельзя познать другим способом. Анализ ответов мигрантов на вопросы тестов позволил определить главные мотивы смены места жительства:

  • желание реализовать свои способности в полной мере;
  • обрести свободу и стать независимыми от правил общества, в котором они жили;
  • получить новый опыт;
  • принять свои отличия и сделать их стимулами к расширению самосознания.

Люди, решившиеся на экзистенциальную миграцию, не скрывали того, что отдают предпочтение всему необычному и чужеродному, отодвигая на второй план все традиционное и знакомое, препятствующее их личному развитию.

Процессы миграции обусловлены множеством причин, среди которых доминируют социально-экономические факторы. Люди ищут более выгодные предложения работы, надеются найти в других регионах и странах экономическую стабильность и безопасность. Это приводит к оттоку трудовой силы и спаду экономики стран с высоким процентом эмигрантов.

В свою очередь, большой наплыв иммигрантов из зон военных конфликтов требует от принимающих стран много дополнительных ресурсов. Они должны обеспечить приезжих рабочими местами, жильем, гарантировать им социальную защиту и преодолеть трудности, связанные с интеграцией переселенцев в общество. Поэтому страны стараются защитить свои границы от нелегальных мигрантов. Этим объясняется жесткая миграционная политика многих государств. С другой стороны, эти страны получают дополнительную низкооплачиваемую рабочую силу, что положительно отражается на их экономике.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *