Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Езда на квадроцикле по городу и по дорогам общего пользования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К запрещенным к езде на таком транспорте местностям относятся особо охраняемые природные территории ООПТ. Например, полностью под запретом любая езда в заповедниках. В заказниках запрещено ездить вне дорог общего пользования. При этом во время путешествия нельзя совершать стоянки.
В каких местах запрещено передвижение на квадроцикле?
Данные запреты, как правило, регулируются положениями особо охраняемых территорий. Связано это прежде всего с тем, чтобы не допустить браконьерства и нарушения покоя обитателей ООПТ.
Итак, если у вас имеются права с открытой категорией «АI», страховка ОСАГО и госномер транспортного средства, смело отправляйтесь в путь на квадроцикле по любым дорогам, кроме тех, по которым прописаны конкретные ограничения в правилах дорожного движения.
Некоторые особенности передвижения на квадроцикле
Итак, законодательством не предусмотрены ограничения на вождение мотовездехода по шоссе или городским дорогам. Однако производители подобной техники запрещают подобное, оговаривая это в инструкции. Квадроцикл предназначен для езды по бездорожью, все элементы его конструкции разработаны с учетом подобных особенностей эксплуатации. Поэтому длительное время ездить по асфальтированной дороге на этом транспортном средстве нельзя. Это, во-первых, достаточно не удобно, а во-вторых, небезопасно для мототехники. Ремонтировать ее при такой эксплуатации придется чаще.
Квадроцикл едет довольно медленно. Максимальная скорость многих моделей не превышает 65-70 км/ч. Этого более чем достаточно для экстремального райда и получения незабываемых впечатлений при езде по ухабистой грунтовой дороге. Но вот при передвижении по трассе у квадроцикла есть ограничение скорости – 40 км/ч. Это вызывает у некоторых водителей автомобилей множество негативных эмоций.
Сидение, колеса, подвеска и прочие элементы квадроцикла созданы для езды по пересеченной местности, преодоления препятствий. Если длительное время водитель будет ехать по трассе, это вызовет усталость и даже болезненные ощущения. Сидение квадроцикла сконструировано так, что водитель периодически приподнимается и едет стоя, преодолевая ямы и горбыли. Оно недостаточно комфортное для длительного сидения.
Шины имеют особый рисунок протектора, позволяющий покорять бездорожье. На твердой поверхности управляемость ощутимо снижается. Поэтому стоит учитывать, что законодательство не запрещает езду на квадроцикле по асфальтированной дороге. Но на практике это некомфортно и небезопасно для транспортного средства. Его механизмы и узлы из-за этого изнашиваются гораздо быстрее.
На каких квадроциклах разрешено ездить по ДОП
На квадроциклах, которые имеют ПСМ (паспорт самоходной машины). Он выглядит так же, как и автомобильный паспорт транспортного средства.
Но есть проблема: не все квадроциклы, которые продаются в России, имеют ПСМ. Этот документ есть только у той техники, которую ввозят в страну с уплатой утилизационного сбора. Некоторые импортеры его не платят. Продавать технику без ПСМ могут дешевле, однако она считается «серой». И даже если дооснастить такой квадроцикл всем необходимым и получить нужные документы — ездить по ДОП будет нельзя.
Другое дело — если у квадроцикла есть ПСМ. На такой технике выезжать на ДОП уже возможно. Что именно для этого нужно — расскажем дальше.
Некоторые особенности передвижения на квадроцикле
Итак, законодательством не предусмотрены ограничения на вождение мотовездехода по шоссе или городским дорогам. Однако производители подобной техники запрещают подобное, оговаривая это в инструкции. Квадроцикл предназначен для езды по бездорожью, все элементы его конструкции разработаны с учетом подобных особенностей эксплуатации. Поэтому длительное время ездить по асфальтированной дороге на этом транспортном средстве нельзя. Это, во-первых, достаточно не удобно, а во-вторых, небезопасно для мототехники. Ремонтировать ее при такой эксплуатации придется чаще.
Существуют шоссейные квадроциклы, которые адаптированы для движения по асфальту.
Квадроцикл едет довольно медленно. Максимальная скорость многих моделей не превышает 65-70 км/ч. Этого более чем достаточно для экстремального райда и получения незабываемых впечатлений при езде по ухабистой грунтовой дороге. Но вот при передвижении по трассе у квадроцикла есть ограничение скорости – 40 км/ч. Это вызывает у некоторых водителей автомобилей множество негативных эмоций.
Сидение, колеса, подвеска и прочие элементы квадроцикла созданы для езды по пересеченной местности, преодоления препятствий. Если длительное время водитель будет ехать по трассе, это вызовет усталость и даже болезненные ощущения. Сидение квадроцикла сконструировано так, что водитель периодически приподнимается и едет стоя, преодолевая ямы и горбыли. Оно недостаточно комфортное для длительного сидения.
Шины имеют особый рисунок протектора, позволяющий покорять бездорожье. На твердой поверхности управляемость ощутимо снижается. Поэтому стоит учитывать, что законодательство не запрещает езду на квадроцикле по асфальтированной дороге. Но на практике это некомфортно и небезопасно для транспортного средства. Его механизмы и узлы из-за этого изнашиваются гораздо быстрее.
Права на квадроцикл и снегоход в 2021 году: цена обучения
Сегодня квадроциклы и снегоходы получили широкое распространение. При этом не все знают, что управлять этими транспортными средствами, не имея водительского удостоверения, запрещено на законодательном уровне. Какие права потребуются в данном случае и как их получить, вы узнаете благодаря нашему материалу.
Те, кто не успел подробно изучить правила получения УТМ, имеют поверхностное представление о том, какие категории водительских прав на квадроцикл существуют еще. Надо знать, что обычное водительское удостоверение не имеет категорий для квадроциклов. Оно, как сказано выше, может помочь при сдаче экзаменов для оформления УТМ и не более. Зато в так называемых «правах для трактористов», есть целых две категории — «А» и «А1». Однако у них нет совпадений с такими же пунктами удостоверений, которые выдаются водителям мопедов и мотоциклов.
Так разрешена ли езда на квадроцикле по городским улицам?
Да, строгих ограничений нет. Однако всё равно потребуется выполнить некоторые условия и учесть все выдвигаемые требования. После этого можно смело кататься по городу на своём мини-внедорожнике. Многие называют квадроциклы чуть ли не идеальным видом транспорта для города. И он действительно обладает рядом неоспоримых достоинств. Сюда можно отнести некоторые из них:
- Мобильность;
- Высокая мощность и отличная проходимость;
- Небольшой расход топлива;
- Устойчивость во время движения;
- Простота в эксплуатации.
Как выглядят права на квадроцикл и снегоход?
Внешний вид документа для управления этими видами самоходного транспорта отличается от тех прав, которые выдаются ГИБДД.
У него также имеются две стороны – левая и оборотная, на которых содержится следующая информация:
- На лицевой стороне находится:
- наименование документа и его уникальный код;
- ФИО владельца прав, его дата и место рождения в соответствии с паспортом;
- место жительства;
- личная подпись владельца;
- наименование органа Гостехнадзора, выдавшего документ, подпись инспектора и печать;
- дата выдачи и срок действия;
- фотография владельца прав.
- Оборотная сторона отражает все наименования и категории ТС, право управления которыми подтверждает этот документ. Напротив разрешенной категории ставится соответствующая отметка. Ниже таблицы могут быть указаны особые отметки. Внизу повторяется код документа.
Квадроциклы не являются мототранспортом, а по существующей в России классификации относятся к вездеходам и тракторам. Поэтому для них нужны специальные права. Водитель должен научиться управлять такой техникой и получить удостоверение тракториста-машиниста класса А1. Человек, не обладающий этим документом, к управлению техникой допускаться не должен. Однако это мало кого останавливает.
Квадроциклы продаются двух типов: с документами и без них. Во втором случае они реализуются как хозинвентарь, вроде мотоблоков, бензопил или газонокосилок. На такое транспортное средство не оформляется Паспорт самоходной машины (ПСМ), поэтому эксплуатируют «нелегальные» квадроциклы исключительно вне дорог общего пользования на свой страх и риск. На таких аппаратах обычно устраивают катания по грязи или выезжают в лес, а также на рыбалку, то есть эксплуатируют их в местах, где никогда не бывают наряды ГИБДД. Однако если транспортное средство без документов окажется на дорогах общего пользования, да еще попадается на глаза инспекторам при исполнении, встреча может приобрести негативный оборот.
В соответствии со статьей 12.7 КоАП РФ, «управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды), влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей».
Особенности квадроцикла
Квадроциклом
называется вид самоходного мототранспорта с 4 колесами. На нем можно передвигаться одному человеку по неасфальтированным дорогам, бездорожью. Транспортное средство без проблем проходит препятствия в виде грязи, заболоченной местности, заносов и т. д. Основные особенности транспортного средства:
-
лимит скорости движения — до 25 км/ч;
-
ограничение по параметру мощности мотора — до 15 кВт;
-
масса ТС — до 400 кг либо 550 кг для транспортировки грузов.
Где разрешена езда, а где нет
Вопрос о том, где можно ездить на квадроциклах, возникает у всех владельцев этого транспортного средства. Многие полагают, что машина предназначена для езды только по бездорожью, полям и лесам. На самом деле, в законодательстве нет запрета на управление квадроциклом по дорогам общего пользования.
Квадроцикл относится к самоходным машинам, о которых в законе говорится, что нельзя на них ездить по автомагистралям и дорогам, предназначенным для автомобилей. Соответствующий запрет определяется дорожными знаками.
Получается, что на квадроцикле, согласно ПДД, можно ездить по дорогам общего пользования. Но, как правило, ограничиваются они загородной магистралью.
Если же дорожных знаков нет, то не запрещено управлять мини-внедорожником в черте города. Это правило регламентируется статьей 16.1 ПДД РФ.
Еще одно сомнение возникает по причине отсутствия поворотников. Но водителям разрешено подавать сигнал о предстоящем повороте руками. То есть отсутствие поворотников не является препятствием к езде по дорогам общего пользования.
Но не стоит забывать о правилах безопасности на дорогах общего пользования. Здесь риск возникновения ДТП намного выше, чем загородом.
В случае столкновения с легковым автомобилем больше всего пострадает именно водитель квадроцикла, поскольку его выбросит на дорогу, что станет причиной серьезных травм.
Что нужно для езды по общим дорогам
Чтобы иметь право выезжать на дороги общего пользования на квадроцикле, водитель должен иметь:
- Паспорт квадроцикла, который выдается при покупке модели (при условии уплаты утилизационного сбора).
- Права категории А1 (на водителя-тракториста). Выдаются по окончании курсов в Гостехнадзоре.
- Свидетельство о госрегистрации и номер, которые также выдает Гостехнадзор вместе с правами.
- Карта о пройденном техосмотре. Не требуется, если транспортному средству менее трех лет.
- Полис страхования, который можно купить на конкретные месяцы, когда планируется ездить. Не каждая страховая выдает полис на квадроцикл, и это нарушение с ее стороны.
- Шлем в обязательном порядке (как для водителя, так и для пассажиров), а также зеркала заднего вида.
Общие определения квадрициклов и технические требования к ним приведены в Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51815-2001 «Квадрициклы. Общие технические требования» (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 8 октября 2001 года, № 402-ст).
В соответствии с упомянутым стандартом, к квадрициклам относятся четырехколесные мототранспортные средства, предназначенные для эксплуатации на дорогах общей сети, и имеющие следующие характеристики:
- сухая масса — не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов), не включая массу батарей в случае электрических транспортных средств;
- максимальная эффективная мощность — не более 15 кВт;
- максимальная конструктивная скорость не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг — для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств.
Эти транспортные средства относятся к подкатегории В1.
Выделяется отдельная категория (категория М) – легкие квадрициклы
, которые имеют следующие характеристики:
- сухая масса — менее 350 кг, не включая массу батарей в случае электрических транспортных средств;
- максимальная конструктивная скорость — не более 45 км/ч;
- рабочий объем двигателя — не более 50 см3 для двигателей с принудительным зажиганием или максимальная эффективная мощность — не более 4 кВт для двигателей других типов.
Легкие квадрициклы относятся к категории М.
Квадрицикл — это маленький автомобиль, с педалями, со сцеплением, тормозом и коробкой передач.
Для управления квадрициклом и/или легким квадрициклом необходимо иметь водительское удостоверение категории В или подкатегории В1.
Права какой категории необходимы
Автолюбителей, которые интересуются, какая нужна категория на квадроцикл и снегоход, сразу можно порадовать тем, что эти два транспортных средства классифицируются одинаково. И попадают они под графу А1, наряду с маломощными скутерами (до 50 кубов, или до 3,5 кВт) и негабаритными мопедами (включая самодельные агрегаты).
Совет! Но в законе есть один существенный нюанс, на который многие не обращают внимания. При наличии только одной открытой категории А, квадроциклом и снегоходом управлять запрещено, а автоматически поставить в корочку дополнение А1 сотрудники ГИБДД не смогут. Ведь после нововведений в ПДД, класс А1 считается полностью самостоятельным. И даже несмотря на то, что он имеет колоссальное сходство с техникой группы А, обучаться на него нужно отдельно.