Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Портрет карьерного консультанта». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы считаете, что на работу в торговлю берут всех подряд, то глубоко заблуждаетесь. У каждого менеджера по набору персонала есть свое понимание идеального консультанта, его личных качеств, профессиональных навыков и опыта. Новичок без теоретической подготовки и опыта работы в торговле не сможет помочь в выборе товара и подтолкнуть клиента к покупке продукции.
Существует несколько подходов к определению общих требований к консультанту. А.И. Пригожин считает , что его квалификация складывается из следующих составляющих:
-
Знания, т.е. информированность и свободная ориентация в системе профессиональных истин, фактов, норм;
-
Искусство, т.е. комплекс неформализуемых приемов, реакций, а также профессиональная интуиция;
-
Ремесло, т.е. владение техникой осуществления конкретных консультативных действий и операций: системный подход и анализ, новейшие тенденции в практике управления.
Л. Кроль и Е. Михайлова считают , что структуру профессиональной компетенции консультанта (они приводят эти требования для консультанта, работающего в области обучающего консультирования)составляют компетенции и установки. Среди них:
-
Техническая компетентность — умение консультанта трансформировать цель, выработанную с заказчиком, в систему конкретных задач, решить их практически;
-
Межличностная коммуникативная компетентность — развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, понимание мотивов поведения других людей, высокий уровень осознания собственных личностных характеристик, установок;
-
Контекстуальная компетентность — владение социальным контекстом, консультант должен осознавать, где и с кем он работает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом консультирования;
-
Адаптивная компетентность — способность предвидеть и перерабатывать изменения, приспосабливаться к изменяющимся условиям практики;
-
Концептуальная компетентность — владение теми основами знания, на которых базируется его практика;
-
Интегративная компетентность — умение давать информативные профессиональные оценки, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты.
Среди основных установок перечисляются:
-
Стремление к востребованности своего труда, установка на реалистическую оценку требований рынка и адаптацию к ним;
-
Профессиональная идентичность — степень, до которой человек разделяет и глубоко усваивает нормы профессии;
-
Этические стандарты;
-
Стремление к совершенствованию своей профессии;
-
Мотивация к непрерывному обучению.
Первая существенная попытка сформулировать полный перечень знаний и личностных характеристик, соответствующих профессии консультанта по управлению была предпринята в 1957 г. Американской ассоциацией консультантов (АКМЕ). Обобщенный перечень требований к консультанту был разработан М. Кубром (Международная организация труда):
-
Интеллектуальные способности: способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты; здравые суждения; способность к синтезу и обобщению; творческое воображение, оригинальное мышление;
-
Способность понимать людей и работать с ними: уважение к мнениям других людей, терпимость; легкость в установлении и поддержании контактов; способность предвосхищать и оценивать человеческие реакции; умение вести письменное и устное общение; способность убедить и создать мотивы для действий;
-
Интеллектуальная и эмоциональная зрелость: стабильность в поведении и действиях; способность противостоять давлению извне и справляться с неуверенностью; самоконтроль во всех ситуациях; гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям;
-
Личная напористость и инициатива: нужная степень самоуверенности; здоровое честолюбие; дух предпринимательства; мужество, инициатива и самообладание в действии;
-
Этика и честность: искреннее желание помочь другим; исключительная честность; способность осознать границы собственной компетентности; способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач;
-
Физическое и умственное здоровье: способность переносить специфические рабочие и бытовые нагрузки консультантов по вопросам управления.
Как видим, все представленные подходы различны, как по основаниям классификаций, так и по структуре представлений о профессиональных и личных качествах консультанта по управлению. Общее во всех этих позициях то, что все они включают требования как к личностным качествам консультанта, так и к уровню его профессиональной подготовки. Причем, как правило, эти две категории требований неразделимы, предъявляются в совокупности. Да и довольно часто, на наш взгляд, подобные требования к консультанту действительно неразделимы и взаимообусловлены. Попробуем подойти к анализу соотношения личностных качеств и уровня профессиональной подготовки в работе консультанта по отдельности.
Кто такой консультант и зачем он нужен?
Много лет назад, мечтая о том, чем бы мне хотелось заниматься, я представляла, как буду стоять у большой доски и рассказывать умным людям о том, как им жить. Поступив в РЭШ, я узнала, что такая работа и правда существует, и за нее даже неплохо платят. Правда она сочетается с ненормированным графиком и часто ночами вдали от дома (но это отдельная история).
Так я стала консультантом, а позже и руководителем проектов в Boston Consulting Group. В своем блоге я расскажу, что такое управленческий консалтинг, чем мы тут занимаемся, почему спустя 8 лет я всё еще здесь, а также чему стоит поучиться у консультантов, даже если вы далеки от консалтинга.
Обращаю ваше внимание, что всё написанное ниже, лишь мое личное мнение, и я ни в коем случае не настаиваю на том, что оно единственно верное.
Что такое консалтинг?
Вкратце это внешняя помощь компаниям в решении разноплановых бизнес-задач – например, создание новой структуры организации, запуск нового формата магазинов в ритейле, поиск возможностей для сокращения затрат на производстве.
Почему компании, у которых тысячи сотрудников, не могут решить эти задачи сами?
Это самый распространенный вопрос про консалтинг. Почти все крупные компании фокусируются на стабильном выполнении текущих операций, и сотрудники привыкли заниматься именно этим. Они часто не хотят и не всегда умеют внедрять изменения. Конечно, есть исключения, например, топ-менеджеры, но у них обычно не хватает времени на решение всех возникающих задач. Поэтому, когда нужно решить новую сложную задачу (читай – сделать проект), привлекаются консультанты. Использование внешних подрядчиков в ИТ, рекрутинге никого давно не удивляет, но идея консалтинга по-прежнему многим не понятна. Мне кажется, это связано с верой людей в то, что думать и решать задачки умеют все. Что, наверно, правда, но не все делают это одинаково хорошо.
Почему нанимают именно нас?
Консультанты действительно отлично решают бизнес-задачи: не зря они прошли жесткий отбор, чтобы попасть в компанию, и активно работали над собой, чтобы здесь остаться.
Интересные задачи и хорошие условия работы (в т.ч. высокая заработная плата) позволяют консалтинговым компаниям привлекать сильных сотрудников с высокой мотивацией и желанием менять и меняться.
А карьерный путь в компании основан на постоянной работе над собой, поэтому те, кто остаются, быстро становятся настоящими гуру в решении сложных бизнес-задач и борьбе со статус-кво.
Кроме того, масштаб имеет значение – почти в любой тематике у нас уже есть опыт предыдущих проектов, эксперты и база лучших практик.
Надеюсь, что я немного приоткрыла вам завесу над таинственным миром консалтинга. Больше деталей в моих следующих постах.
Недостатки профессии консультант
К недостаткам профессии консультант, можно отнести:
- нервные условия труда — необходимо всегда сохранять предельное спокойствие, даже если клиент ведет себя несдержанно.
- монотонность – иногда приходится многократно повторять одну и ту же информацию о товаре или услуге (это касается, преимущественно, специалистов в сфере продаж).
- ответственность – в некоторых сферах деятельности (например, в области финансов и налогов) на консультантах лежит огромная ответственность за правильность принятого руководством компании решения.
- физические нагрузки – по большей части этот недостаток относится к продавцам-консультантам, которые весь свой рабочий день проводят «на ногах». Однако и другие специализации этой профессии требуют от своих представителей крепкого здоровья и выносливости, поскольку рабочий график консультанта может быть ненормированным и очень насыщенным.
Преимущества профессии консультант
\r
\r Основным преимуществом профессии консультант является то, что в России этот вид профессиональной деятельности находится на стадии активного развития, а значит у него имеются большие перспективы на будущее. Другими словами, с каждым годом услуги таких профессионалов будут востребованы все больше и больше, причем практически во всех сферах жизнедеятельности человека: от создания собственного имиджа и выбора элементов меблировки до вопросов, связанных с развитием бизнеса. Поэтому для людей, которые досконально разбираются в том или ином вопросе, эта профессия открывает неограниченные возможности для самореализации и личностного роста.\r
\r
\r Вполне естественно, что пропорционально с востребованностью консультантов увеличивается не только их клиентская база, но и доход, на который, кстати, практически не оказывают влияние внешние факторы. То есть, доход консультанта зависит исключительно от профессионализма самого специалиста: чем более компетентен он в своем вопросе, тем на больший уровень оплаты своих услуг может претендовать.\r
\r
Где можно получить профессию консультанта?
Консультант является одной из тех немногих профессий, где не специальность диктует выбор учебного заведения, а уже имеющиеся знания и навыки определяют сферу профессиональной деятельности. Поэтому, если Вы мечтаете стать консультантом, и задумываетесь над тем, где можно получить эту профессию, то прежде всего, необходимо определиться с тем, в какой области Вы хотите стать настоящим экспертом. Например, для того, чтобы стать консультантом по налогам, нужно получить экономическое образование в одном из ВУЗов и досконально изучить нюансы российского налогообложения. Психологом-консультантом можно стать после окончания обучения в психологическом ВУЗе, а юрисконсультом – после получения юридического образования.
Существуют и такие специализации профессии консультант, где можно вообще обойтись без образования. Например, профессия продавца-консультанта специального образования не требует, достаточно посещения курсов и тренингов, обучающих навыкам продаж. А для того чтобы стать шопером, достаточно просто обладать безупречным вкусом, чувством стиля и даром убеждения.
Если же базовое образование у Вас уже есть, и Вы хотите получить дополнительные навыки именно в сфере оказания консультативных услуг, то мы можем Вам порекомендовать такие лучшие ВУЗы России, как:
- Институт Консультирования и Системных Решений (Москва);
- Институт Системных Технологий и Консультирования (Новосибирск);
- Российский Новый Университет, Центр подготовки налоговых консультантов (Москва);
- Международная Академия Оценки и Консалтинга (Москва);
- Консалтинговый центр Томского государственного университета.
Объясняйте, почему их идеи не будут работать
Некоторые клиенты, не будучи профессионалами в event-индустрии, имеют свое собственное мнение по поводу концепции мероприятия и свято в него верят. Если их идеи абсурдны, объясните, какими последствиями чревата их реализация, и предложите ваше видение проекта. В некоторых особо тяжелых случаях убедительные доводы оказываются пустой тратой времени, и заказчик продолжает стоять на своем. В таком случае возможно лишь два выхода: сделать все от вас зависящее, чтобы воплотить авторскую задумку, или просто-напросто отказаться от заказа.
Замучили клиенты? Пригрозите, что выставите им счет за сверхурочную работу, ночные звонки и моральные усилия, потраченные на общение с ними. Может быть, это поможет их приструнить. К счастью, согласно статистике 95% заказчиков совершенно адекватные люди, поэтому можно расслабиться и не бояться. Если же встреча с трудным заказчиком предначертана вам судьбой, вы уже знаете, как с ним общаться.
По материалам
Понравилась статья?! Расскажи друзьям — им полезно, нам приятно 🙂 1 поделились
Деловые качества: на что обращать внимание при подборе
Деловые качества работника — способность выполнять трудовые обязанности, закрепленные должностной инструкцией. В выборе сотрудника ориентируйтесь на пользу, которую он принесет организации. Учитывайте и личностные качества — они характеризуют отношение к работе.
Деловые и личностные качества работника: перечень
Деловые качества |
|
Личностные качества |
|
Ниже представлены примеры профессиональных навыков, которые подойдут под различные специальности по профессии менеджер. Данный список не является исчерпывающим, это лишь образец, который должен помочь соискателю составить свой перечень знаний и умений полученный на предыдущих местах работы и во время обучения.
Общие
- Уверенный пользователь ПК: MS Office, 1С Бухгалтерия, почтовые клиенты, Photoshop, умение работать с базами данных;
- Владение офисной техникой (сканер, принтер, факс);
- Навыки делового общения;
- Грамотная устная и письменная речь;
- Опыт ведения документооборота;
- Навыки работы с клиентами;
- Умение работать в команде;
- Умение быстро находить контакт с людьми;
- Умение работать с большим объемом информации;
- Владение языками: русский язык — свободно, английский – свободно (письменный, разговорный).
Менеджер по продажам (закупкам)
- Опыт ведения переговоров;
- Знание основных принципов торговли;
- Опыт контроля доставки и оплаты заказов;
- Навыки поиска поставщиков;
- Хорошее знание отрасли;
- Умение убеждать;
- Опыт телефонных продаж;
- Умение работать с базами данных;
- Опыт в сфере оптовых и розничных продаж;
- Знание работы транспорта и таможни;
- Опыт работы с первичной бухгалтерией.
Пример резюме менеджера по продажам.
Менеджер по работе с клиентами
- Навыки работы с клиентами;
- Навыки создания и проведения презентаций;
- Знание методик активных продаж;
- Навыки проведения переговоров;
- Умение находить индивидуальный подход к каждому клиенту;
- Общие знания психологии человека;
- Владею искусством убеждения клиентов;
- Опыт в сфере продаж;
- Навыки расширения и поддержания клиентской базы;
- Наличие собственной действующей клиентской базы;
- Навыки составления контрактов.
Пример резюме менеджера по работе с клиентами.
Менеджер по персоналу
- Умение найти подход к каждому сотруднику;
- Опыт организации работы персонала компании;
- Навыки работы в интернете;
- Навыки проведения тренингов и семинаров;
- Умение работать в режиме многозадачности;
- Опыт ведения кадровой документации;
- Знание трудового законодательства;
- Опыт проведения первичных и вторичных собеседований;
- Умение мотивировать;
- Навыки организации мероприятий, корпоративов;
- Умение грамотно планировать время;
- Владение: MS Office, 1С: Кадры.
Пример резюме менеджера по персоналу.
Офис менеджер
- Опыт организации мероприятий;
- Опыт работы с офисной техникой: сканер, принтер, ксерокс, факс;
- Опыт ведения корреспонденции;
- Умение составлять индивидуальные графики сотрудникам;
- Умение самостоятельно принимать решения;
- Опыт публичных выступлений;
- Навыки контроля трудовой дисциплины;
- Умение вести учет расходных материалов офиса;
- Навыки проведения инвентаризации;
- Навыки организации деловых переговоров;
Пример резюме офис менеджера.
Менеджер по туризму
- Опыт активных продаж туристических туров по всему миру;
- Навыки персонального подбора туров;
- Знание принципов и техник расширения клиентской базы;
- Опыт сопровождение туристических групп;
- Опыт работы с системами онлайн заказов и бронирования;
- Опыт личных путешествий (Греция, Турция, Кипр, Хорватия, США);
- Опыт составления туристических маршрутов;
- Навыки поиска новых выгодных направлений;
- Опыт работы с детьми;
- Умение найти подход к клиенту и понять, что ему нужно;
- Умение быстро оценить ситуацию и принять правильное решение.
Пример резюме менеджера по туризму.
Если у вас все еще есть вопросы, ознакомьтесь с разделом профессиональные навыки.
Глава 1.1. Особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта. Теоретический анализ модели «идеального» психолога-консультанта.
Проблеме изучения особенностей профессиональной деятельности психолога-консультанта и портрету «идеального» психолога посвящено большое количество исследований (Ю.Б. Алешина, 2000; Г.С. Абрамова, 1998; Р. Кочюнас, 1999; Р. Мэй, 2001; Р.С. Немов, 2000; К. Роджерс, 1994; Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; Е.Э. Смирнова, 1977). Отмечается, что необходимо определить личностные особенности специалиста, которые обеспечивают успешность его профессиональной деятельности (Е.Э. Смирнова, 1977). Необходимость обсуждения этого вопроса связана, прежде всего, на мой взгляд, с тем, что работа психолога-консультанта очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека. Р.Кочюнас говорит, что личность консультанта выделяется почти во всех теоретических системах как «важнейшее целительное средство» в процессе консультирования. «По существу основная техника психологического консультирования – это «я – как – инструмент» (23, c.25). Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии психолога-консультанта, например, проблема критериев эффективности его работы, уровня его квалификации, в конечном счете, проблемы подготовки психологов-консультантов.
Важной особенностью психологического моделирования личности является учет основных факторов, оказывающих формирующее влияние на коммуникативную компетентность личности психолога – характер деятельности, система отношений с другими людьми и прочее. Модель «перспективного» специалиста строится на основе экспертных оценок (Г.Е. Леевик, 1982).
При построении модели специалиста метод моделирования широко использовался в социологии. Е.Э. Смирнова модель специалиста раскрывает обобщенно «в виде…образца специалиста, которого высшая школа должна выпустить из своих стен».
Каким же должно быть сочетание свойств личности, которое в наибольшей степени обеспечивало бы успех консультирования?
Хотя исследований в этой области много, однако, единого ответа о свойствах личности, способствующих эффективной работе консультанта, к сожалению, нет.
Определение критериев оценки продуктивности уровня коммуникативной деятельности психолога-консультанта позволяет представить желательные коммуникативные качества профессионала для эффективного осуществления стоящих перед ним практических задач.
Г.С. Абрамова считает, что «эмпирически очевидные показатели, которые служат для проверки валидности теста, обозначаются термином критерий.» (1, с.34). Критерием чаще всего бывает проявление изучаемой характеристики в повседневной жизни. Другими словами, критерий – это очевидный показатель тех характеристик личности, определяемый независимо от предъявления теста.
Известны такие исследования, в которых осуществляется изучение связи и влияние определенного качества (коммуникативная компетентность) на эффективность деятельности профессионала, что дает возможность, учитывая результаты исследования, расценивать составляющие изучаемого качества как желательные или нежелательные для психолога-консультанта, т.е. способствующие или препятствующие оптимальному уровню функционирования коммуникативной компетентности у специалиста, и таким образом входящие или не входящие в модель коммуникативной компетентности эффективного профессионала.
Дадим определение «продуктивной деятельности» – «это специфический вид человеческой активности, направленной на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя.» (30, с. 76). Это деятельность, которая приносит ощутимый желаемый результат, имеет конечной своей целью создание какого-либо продукта, например, в качестве продукта может выступать приобретенное умение активно слушать. Более подробное освещение проблемы изучения личности профессионала, его коммуникативных способностей, позволит нам подойти к выявлению критериев оценки данных способностей, которые определяются на материале научных источников.
Несомненно, что коммуникативная компетентность психолога-консультанта находится в прямой зависимости то личностных качеств специалиста, личность психолога оказывает влияние на выбор стиля и способов воздействия.
Качества, необходимые психологу-консультанту, условно можно разделить на 3 сферы:
1. Коммуникативная сфера.
2. Эмоционально-волевая сфера.
3. Познавательная сфера.
Перейдем к рассмотрению качеств, составляющих эти сферы.
1. Коммуникативная сфера.
Эта сфера, по моему мнению, является основной, т.к. психологу-консультанту постоянно приходится иметь коммуникативные связи с другими людьми (клиентами) и умение устанавливать раппорт и поддерживать контакт является необходимым для подобного специалиста.
Необходимой базой для развития этой сферы является такое качество, как потребность в общении с другими людьми. То есть изначальное желание быть включенным в межличностное общение, ориентация на совместную деятельность. Известно, что общительность обеспечивает успех в профессиях, главной особенностью которых является межличностный контакт. Однако в исследовании М.Р. Битяновой (1991), также, как и исследовании Е.И.Рогова (1995), указывается на нежелательность аффектотимии (высокие показатели по фактору общительность), т.к. личность с высокими оценками по данному фактору подвержена аффективным переживаниям, характеризуется сильными колебаниями настроения в течение дня. Излишнюю общительность Е.И. Рогов относит к деформированности личности, вызванной спецификой профессиональной деятельности (1995). Вышеперечисленные факты относятся к профессии педагога, учитывая смежность с профессией психолога, и были приведены эти данные, однако важно помнить о специфике работы психолога.
Следующее важное качество – способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). В качестве особых форм эмпатии выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через чувствование и отождествление с ним; сочувствие – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний по поводу чувств другого, способность понимать аффективные ориентации; когнитивную эмпатию, бизирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и анализ); предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека предсказывать аффективные реакции другого; эмпатия как социальный инсайт, субъект как бы реконструирует внутренний мир другого человека; эмпатия может рассматриваться как эмоциональное состояние, возникающее при виде переживаний другого; эмпатия рассматривается (школа психоанализа) как свойство врача при взаимодействии с больным, как рефлексивная эмпатия, как способность понять человека при деформации его защитных механизмов и т.д.» (55).
Второй уровень коммуникаций, который также необходимо учитывать специалисту, работающему с людьми – это невербальные коммуникации.
ЧАСТЬ 2. ЭССЕ ПО ТЕМЕ «ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЮДЕЙ, ИЗУЧАЮЩИХ ПСИХОЛОГИЮ»
Глава 2.1. Цель, задачи, предмет, объект исследования
Предметом в данном исследовании является проблема выявления взаимосвязи и взаимообусловленности двух процессов: развития личности и становление профессионала в процессе обучения в ВУЗе.
Объектом исследования является влияние процессов развития личности на формирование личных и профессиональных качеств специалиста.
Целью же данного исследования являлось изучение и обобщение профессиональных и личностных качества психолога.
В ходе работы было необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности профессиональной деятельности психолога-консультанта.
2. Изучить профессионально-значимые качества психолога.
3. Изучить личностные качества психолога.
4. Проанализировать динамику развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе.
5. Обобщить данные, определить значимость и влияние профессиональных и личностных качества психолога на его деятельность.
Глава 2.2. Заключение по изученному теоретическому материалу, итоги исследования
Из проведенного мною теоретического исследования по данной теме следует, что будущий психолог несет очень большую ответственность, т.к. работает с людьми, решая их психологические проблемы, затрагивающие также душевную сферу жизни. Для такой работы психологу-консультанту необходимы определенные профессионально-значимые и личностные качества, без которых он просто не сможет качественно совершать свою работу. Такие качества относятся к эмоционально-волевой, познавательной и коммуникативной сферам.
Также важнейшим качеством психолога является способность к эмпатии. «Так, одним из важнейших качеств психолога-консультанта некоторые исследователи называют эмпатию (Н.А. Аминов, М.В. Молоканов, 1992; К. Роджерс, 1994). Ведь невозможно помочь человеку, не имея сочувствия и сострадания по отношению к нему.
Что касается динамики развития профессионально важных качеств личности студента в процессе обучения в ВУЗе, мы видим, что несмотря на значимость и результативность проведенных исследований в области личностного развития и профессионального становления студента, ряд проблем еще остается малоизученным. А ведь совершенно верно, что проблема адекватного выбора профессии в соответствии со своими склонностями и способностями должна решаться как комплексная проблема в контексте общей теории способностей, концепций профессионализаций и социализаций. (Б.Г. Ананьев, А.А.Бодалев, В.И. Киреенко и др.). Ведь это очень важная и социально значимая проблема. К примеру, попадает человек на прием к психологу, который окончил ВУЗ просто для получения «корочки» или же просто к человеку, без определенного набора личностных качеств, необходимых в данной профессии. К чему это может привести? В лучшем случае, к неприятному впечатлению от посещения, которое, возможно, может заставить клиента подумать, что все психологи такие, и отказаться вообще посещать специалиста, не решая свою проблему, а только усугубляя ее. В худшем же случае, клиент послушает совет такого «специалиста» и у него могут начаться еще более серьезные психологические проблемы, если, допустим, клиент очень доверчив и послушает совета.
Также по данным, приведенным в исследовании, видно, что чрезвычайно важно обратить внимание на развитие у студентов в процессе обучения на факультете психологии института такого значимого профессионально важного качества как эмпатия. На основе моего опыта могу сказать, что большинство преподавателей дают студентам только «сухую» теорию, не обращая внимания на это качество, в результате мы получаем совершенно черствых «специалистов», которые не смогут в должной мере оказать помощь тому или иному человеку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что уровень профессионализма и личностных качеств, необходимых в данной профессии, очень важен. Психолог изначально должен обладать определенным набором личностных качеств и понимать это, а также осознавать, что несет большую ответственность за свою работу, если этот психолог действительно хочет стать практикующим специалистом в своей области. Необходимо развивать уровень эмпатии у студентов, ведь без этого в практикующей психологии делать нечего. Соблюдая все вышесказанное можно в итоге получить достойных специалистов, а, следовательно, более здоровое в психологическом плане общество.
Основные качества продавца консультанта
- Гибкость и сдержанность — самые ценные качества продавца консультанта, которые помогу ему подстроиться под состояние клиента. Что значит подстроиться? Это значит, что продавец должен вести формат общения, который понятен и оптимален для клиента.
Например, если человек не осведомлен в технических моментах вашего продукта, то не надо его «грузить» инженерными терминами или специфическим сленгом, а лучше объяснить на простых примерах.
Другая сторона медали – перед продавцом начитанный эксперт, который хочет получить квалифицированные ответы на свои непростые вопросы и здесь продавец должен соответствовать своей профессиональной компетенции. Будьте универсальны как с профессиональной точки зрения, так и с личностной.
- Образованность и тактичность — это еще два важнейших качества продавца консультанта, которые помогут продавцу быстро наладить контакт и клиенту будет легко с ним, а продавцу с клиентом. Что это значит?
Например: меланхолики и тихони не должны быть атакованы «продавцом-ураганом», так как им будет не комфортно даже находиться в одном пространстве с ним, не то что принимать решение о покупке. И наоборот, продавец, который не подстроится под активного покупателя, будет подавлен клиентом — «тираном» — его громким голосом, наглым поведением, нестандартными вопросами. Он будет манипулировать таким продавцом весь цикл продажи.
- Универсальность и находчивость — два не менее важных личных качества продавца консультанта, которые помогут в нестандартных ситуациях.
Качества для разных профессий
Определенные профессиональные качества нужны почти во всех видах деятельности. Вы можете облегчить претендентам работу и заодно сузить их круг, внеся информацию о нужных характеристиках в объявлении о приеме на работу. Для работника в области продвижения или развлечения основные качества – коммуникабельность, умение работать в команде, располагать людей к себе. В перечень выигрышных качеств также войдут: обаяние, уверенность в себе, энергичность. В сфере торговли список лучших качеств будет выглядеть так: гибкость мышления, навыки взаимодействия с клиентами, умение договариваться, работать в команде, а также быстрая реакция, вежливость, настойчивость, активность.
Руководителю в любой сфере должны быть свойственны такие профессиональные качества, как организаторские навыки, способность находить общий язык и работать в команде, находчивость, бесконфликтность, обаяние и умение обучать. Не менее важны умение быстро принимать решения, уверенность в себе, внимательность и уравновешенность.
Сильные стороны сотрудника, работающего с большим объемом данных (бухгалтера или системного администратора): внимание к деталям, аккуратность, быстрая обучаемость, внимательность, организованность и, конечно, способность работать с большим количеством информации.
Характеристика секретаря включает разнообразные положительные качества: навыки взаимодействия с клиентами, делового общения, грамотность, умение вести переговоры и деловую переписку, способность заниматься несколькими делами одновременно. Также обратите внимание на хорошие внешние данные, внимательность, тактичность и уравновешенность, исполнительность. В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.
В любой профессии пригодятся ответственность, внимательность и стрессоустойчивость. Но претендент, вписывая такие качества в резюме, не всегда относится к ним серьезно.
Профессиональные качества
Наиболее профессионально важные качества психолога (кроме тех качеств, которые обязательны для каждой профессии: добросовестность, ответственность, терпеливость и т.д.) являются следующие.
Открытость, которая заключается в состоянии постоянной готовности к взаимодействию с окружающим миром.
Эмпатия – умение ставить себя на место другого, способность переживать. Эмпатия подразумевает проникновение в мир эмоций другого человека, понимание без осмысления.
Конгруэнтность (от лат. соответствующий, соразмерный) является процессом осознания и безоценочного принятия человеком собственных актуальных и реальный ощущений, проблем и переживаний и дальнейшее их выражение в поведении и точное озвучивание в языке методами, не наносящими травм другим людям. Этот термин ввел в психологию К. Роджерс.
Самообладание подразумевает способность контролировать свои чувства и настроение, включая умение сохранять невозмутимость и спокойствие в любых ситуациях.
Психологу бывает сложно это сделать, когда его клиент ведет себя капризно, навязчиво или агрессивно. В этом случае помогает сохранение границ собственного «Я». Благодаря этому профессиональному качеству психолога-педагога возможен контроль информации из внешнего реального мира, поступающей через органы чувств.
Интерес к людям заключается в доброжелательном, эмоционально положительном отношении к другим людям, которое сопровождается стремлением и желанием узнавать их и общаться с ними.
Умение признавать свои ошибки является важным профессиональным качеством психолога, так как оно позволяет вовремя исправлять свои оплошности и заблуждения и самосовершенствоваться через это.
Рефлексия представляет умение человека критически анализировать свои действия и мысли, размышлять о смысле существования.
Стрессоустойчивость означает, что человек в состоянии переносить значительные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, которые обуславливаются нагрузками в его профессиональной деятельности.
Понятийность мышления подразумевает способность человека адекватно воспринимать и реагировать в реальной ситуации, то есть выделять суть явления или объекта и видеть его причину, для последующего прогнозирования возможных последствий, систематизации информации и построении целостной картины мира.
Коммуникативность является умением легко и быстро находить общий язык с любым человеком. Психологу важно уметь разговаривать понятным для клиента или заказчика языком.
При этом необходимо максимально приближать свою речь к речи своего собеседника, так как это значительно улучшает контакт и помогает корректно взаимодействовать, сохраняя дистанцию.
Профессиональная этика
Для психолога важно знание того, что личность человека – это не механическая сумма психологических качеств. Наоборот, психологические качества собраны в единой личности. При этом ядром этой личности, определяющем ее частные проявления, является сфера мотиваций и потребностей, которая представляет собой сложнейшую взаимосвязанную систему побуждений и стремлений человека. Развитие и совершенствование личности происходит через формирование иерархической потребностно-мотивационной структуры, где духовные потребности занимают доминирующее положение.
Из этого следует, что практическая этика – это одна из неотъемлемых частей не только психологической, но и любой другой профессиональной деятельности, которая связана с воздействием на психическую реальность людей (учитель, воспитатель, консультант, психотерапевт и т.д.). С учетом того, каким образом протекает жизнь современного человека в обществе, практически любая сфера его общественной жизни оказывает подобное воздействие. Решение проблем профессиональной этики помогает успешно действовать не только в профессиональной сфере, но и в обществе в целом.
Ценностные ориентации и цели психолога выходят за рамки его деятельности, и касаются не только этики, но и мировоззрения в его самом широком смысле. Рефлексия проблем своей деятельности в качестве профессионала – это то, с чего начинается профессиональное самосознание. Для психолога такое осознание представляет собой прекрасную мотивацию для получения знаний, которые необходимы для решения проблем, для собственного личностного роста. Возникающее при этом чувство непрекращающегося процесса своего личностного роста, роста профессионализма и компетентности, который проходит через преодоление многих внешних и внутренних проблем, дарит ощущение подлинного счастья и удовлетворения профессионала.