Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за отсутствие страховки ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
Для чего нужен ОСАГО?
При возникновении дорожных происшествий страховая компания компенсирует убытки потерпевшим. Если был причинен вред жизни и здоровью, страховая возместит пострадавшим ущерб в рамках до полумиллиона рублей. При причинения вреда транспортному средству – до четырехсот тысяч рублей, независимо от количества участников аварии.
Основное призвание страховки – защита интересов водителей в случае причинения вреда жизни и здоровью автолюбителей, а также их объектов передвижения – транспорту.
Поэтому не стоит намеренно отказываться от оформления страхового полиса ОСАГО, самонадеянно полагаясь лишь на свои водительские навыки. Ведь может случиться происшествие, платить за последствия которого придется круглую сумму из собственных средств.
Что делать, если совершили ДТП, но признаны потерпевшей стороной?
В данном случае действия сразу после аварии все те же, как если бы это была ваша машина:
- остановить и не перемещать автомобиль и другие предметы, связанные с ДТП,
- выставить аварийный знак,
- включить аварийную сигнализацию,
- решить, можно ли оформить европротокол (вы должны быть вписаны в действующую страховку) или звонить в ГИБДД,
- и другие обязанности в зависимости от наличия пострадавших или погибших (пункты 2.5-2.6.1 Правил)
Однако, разница в данном случае будет в дальнейшем урегулировании убытков, причинённых вследствие такого ДТП. Так, вы будете потерпевшей стороной в данной аварии в любом случае.
Однако, за возмещением ущерба – как в страховую компанию при наличии у виновника действующего ОСАГО, так и при прямом требовании возмещения в случае отсутствия страховки – обращаться будет либо только собственник, либо вы вместе. Это зависит от характера ущерба:
- если вред причинён только чужому автомобилю, которым управляли вы, то в данном случае выгодоприобретателем выступает исключительно собственник, так как его имуществу причинён ущерб,
- если же в результате ДТП нанесён вред вашему здоровью, тогда и вы являетесь выгодоприобретателем (здоровье то ваше).
Во втором случае нужно писать 2 заявления в страховую компанию (обращаться по ОСАГО нужно к страховщику виновника). Либо, если у виновника не было страховки, то непосредственно причинителю вреда предъявляется 2 требования: от вас и хозяина автомобиля.
ДТП при отсутствии страховки на чужой автомобиль
Если обстоятельства сложились так, что водитель автомобиля, который не является его собственником, попадает на нем в аварию, при этом он не внесен в страховку, то возможны два варианта развития событий:
В данной ситуации страховая компания, в которой застрахован потерпевший, возмещает ему все расходы, а уже после этого в судебном порядке взыскивает их с виновного лица (на основании пункта Д статьи 14 Закона об ОСАГО, которая гласит: «К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если … указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями»). Чтобы избежать бюрократии, он может в добровольном порядке выплатить деньги пострадавшей стороне в размере, покрывающем издержки.
При отсутствии действующего полиса ОСАГО страховая компания может отказаться возмещать ущерб, причиненный автомобилю и здоровью потерпевшего. Придется предъявлять исковые требования и выяснять отношения в суде. Если судья решит, что страховая компания может не платить пострадавшему, тогда последний вправе подавать иск на самого виновника ДТП.
Езда на чужой машине без страховки: разбираемся в нормах законодательства
Но передача руля водителю, не вписанному в страховку ОСАГО, не влечёт в 2021 году никакого наказания для хозяина автомобиля, даже если он сидит рядом и допускает такое нарушение.
Кстати, ранее административное наказание выносилось до «устранения причины запрета эксплуатировать транспортное средство», а правонарушителю давались сутки для приобретения полиса. В 2020 году такие положения утратили силу, а значит, — начало движения каждый раз образует новый состав правонарушения.
Это может быть родственник, знакомый, арендатор, а также водитель, который садится за руль, имея на руках доверенность на управление.
До 2013 года за аналогичное правонарушение автоинспекторы имели право снимать с машины регистрационные знаки, сейчас положение не имеет юридической силы.
Требования ПДД в отношении полиса ОСАГО
Под аббревиатурой ОСАГО скрывается обязательное страхование автогражданской ответственности. В этом случае человек защищает не транспортное средство, а свою ответственность. Это значит, что ситуация, когда на гражданина ложится материальная ответственность перед другим лицом и, потребность во внесении денежных средств возьмет на себя страховая компания. Однако на момент происшествия у человека должна присутствовать действующая страховка. Бумага оформляется на имя хозяина транспортного средства. Договор страхования должен соответствовать автомобилю, который и участвовал в происшествии. В полис можно вписать несколько водителей или приобрести документ без ограничений. Пренебрежение правилами по осуществлению страхования транспортного средства влечет за собой штраф.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2023 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2023-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.
Просроченная страховка – существует ли данный термин сегодня?
Все автомобилисты должны знать, что на сегодняшний день такого понятия, как просроченный полис ОСАГО уже не существует. Да, его удобно использовать в обиходе относительно факта непродления страховки, но свою юридическую значимость данное понятие утратило.
Причем утратило довольно давно – еще в 2009 г. А ранее действительно существовало правило, согласно которому автомобилистам позволялось в течение 30-и дней безнаказанно ездить по полису с окончившимся сроком действия.
Хорошее было правило, не правда ли?
Этот месяц давался водителям для «раздумий» о важности обязательного страхования автогражданской ответственности и необходимости его продления. В данный период полис и назывался просроченным, но все еще имеющим законную силу. Выписать штраф за такой полис ДПС права не имела.
Но это тогда, а сейчас имеет, полное и безоговорочное, т. к. в вышестоящих инстанциях решили, что раздумывать над очевидными вещами глупо и водители должны беспокоиться о продлении ОСАГО в период его действия, что вполне логично, конечно.
Поэтому термин «просроченный полис» широко используется до сих пор, включая инспекторов ГИБДД, но означает он уже только факт завершения страхового периода, без каких-либо дополнительных условий.
И конечно же, вам выпишут штраф в первый же день просрочки, если вы попадетесь. Вот теперь давайте разберемся какие санкции и какой размер штрафов предусмотрены для подобных случаев на сегодняшний день.
Фиксируют ли автоматические камеры отсутствие ОСАГО
Проверку наличия страховки осуществляют инспекторы ГИБДД, выборочно останавливая машины в ходе плановых рейдов. Нормы закона пока не включают фиксацию таких нарушений автоматическими камерами слежения.
Но подобные меры запланированы к вводу в ближайшее время. Предполагается, что такой способ фиксации отступлений от норм закона будет проходить тестирование в отдельных регионах. И решение о необходимости всеобщего ввода данной системы примут по итогам предварительного опробования.
По плану, назначение указанных штрафных санкций автоматическими фиксирующими средствами будет возможно в отношении одного водителя за езду без полиса не более раза в сутки.
Уведомление о назначении наказания будет отослано нарушителю по почте. Водитель может зарегистрироваться на ОСАГО и воспользоваться специализированным сервисом ГИБДД о применении мер воздействия. В этом случае при назначении штрафных санкций соответствующее уведомление поступит на мобильный телефон нарушителя.
Что грозит, если не вписанный в страховку человек попал в ДТП?
И вот мы добрались до самых негативных последствий в виде ответственности не вписанного лица.
Помните, какой штраф, если водитель не вписан в страховку ОСАГО? 500 рублей, а чаще всего можно заплатить 250. Сколько придётся заплатить при ДТП такому виновнику? Гипотетически миллионы рублей!
Всё дело в возможности права регрессного требования страховщика к такому водителю. То есть это ситуация, когда сюжет развивается следующим образом:
- водитель не вписан в ОСАГО и садится за руль автомобиля,
- далее он попадает в ДТП с другой машиной,
- на место приезжают сотрудники ГИБДД и выписывают ему штраф за не вписанное лицо,
- затем пострадавший (потерпевший) участник обращается в страховую за выплатой – и по закону страховщик производит тому возмещение без отказа,
- но потом страховая компания взыскивают всю выплаченную (или затраченную на ремонт при натуральном возмещении) потерпевшему сумму с виновника ДТП – всё потому, что тот не был вписан в страховку.
Почему нужны изменения
По словам председателя комитета автострахования Союза страховщиков Санкт-Петерубрга и Северо-Запада Александра Баклушина, в России давно существует проблема низких выплат по полису ОСАГО.
— Например, если человек погибнет в самолете, выплаты составят несколько миллионов рублей, а если в автомобильной аварии — выплата будет равна 500 тысячам рублей. Конечно, заметен характерный перекос, — обратил внимание Баклушин.
Он обратил внимание на то, что система выплат по жизни и здоровью однажды уже изменялась. Тогда изменения были позитивными, потому что конкретные телесные повреждения привязали к процентам страховых выплат (в зависимости от того, какую часть тела повредил человек — прим. «ВМ»).
— Я считаю, что главное изменение, которое надо реализовать в ОСАГО, — это лимит выплат по жизни и здоровью, который необходимо поднять до двух миллионов, — сказал эксперт.
В свою очередь, автоюрист Лев Воропаев заметил, что страхование ОСАГО в большинстве своем не относится к здоровью, а касается возмещения вреда, причиненного имуществу:
— Закон предусматривал возмещение последствий в натуральной форме, то есть путем ремонта авто. Но эта система работает неэффективно.
Страховые компании понимают, что для них экономически выгоднее выплатить денежные средства, а не отправить машину на ремонт. Поэтому более 80 процентов компаний склоняют клиентов к получению денежного возмещения, а не к ремонту.
— Эти выплаты производятся с учетом износа автомобиля, а для страховых компаний это гораздо выгоднее, чем произвести ремонт, — пояснил Воропаев.
Он обратил внимание, что за 2022 год уже несколько раз поднимались тарифы по ОСАГО (покупка самого страхового документа — прим «ВМ»), а сами страховые выплаты не повышались:
— В принципе, я считаю, что можно поднять планку выплат по здоровью до двух миллионов рублей, но тогда и стоимость самого ОСАГО увеличится в разы.
Штраф за езду без страховки ОСАГО в 2021
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.