Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор: Сумма и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Всем известно, что все товары со временем теряют свои потребительские свойства и становятся отходами. Упаковка обычно сразу после использования единожды переходит в разряд отходов. Поэтому производитель или импортер должны задуматься о том, каким образом такие объекты будут уничтожаться.
Ответственность за неуплату экологического сбора или несдачу декларации
Несмотря на то, что экологический сбор – это не налоговый платеж, за его неуплату предусмотрена ответственность, так же, как и за непредоставление декларации.
Если у компании есть обязанность по уплате сбора, а она этого не сделала или внесла платеж частично, то нужно ждать требование от Росприроднадзора. В этом случае контролирующий орган дает возможность в добровольном порядке перечислить причитающуюся к уплате в бюджет сумму. Это нужно сделать в течение 15 календарных дней. Если налогоплательщик проигнорирует данное требование, то Росприроднадзор может подать на компанию в суд и в итоге перечислить сбор в бюджет придется все равно.
В случае, когда не была сдана декларация, ответственность грозит как ответственным лицам, так и организации. Что касается административной ответственности, то для должностных лиц предусмотрен штраф в размере 3-6 тысяч рублей, для компании – 20-80 тысяч рублей.
В связи с такими серьезными санкциями не в интересах предпринимателей уклоняться от сдачи декларации и уплаты сбора в бюджет.
Тема экологических отчетов достаточно сложная. Далеко не все предприятия и предприниматели сталкиваются с составлением таких отчетов и уплатой сборов. Большинство компаний предпочитают переложить ответственность за формирование отчетов по этому направлению на специально обученных людей, иными словами, воспользоваться услугами специальных организаций, работающих в этой области. Экологический сбор один из таких экологических отчетов. Это совсем не одно и то же, что плата за негативное воздействие на окружающую среду. Сбор касается только утилизации товаров и упаковки. Перед тем, как начать работать с этим направлением деятельности компании, нужно тщательно изучить теорию вопроса.
Как отразить экологический сбор в учёте
Экологический сбор можно отразить в бухучёте двумя способами:
- По кредиту 68 «Расчёты по налогам и сборам», открыв отдельный субсчёт «Расчёты по экосбору» .
- По кредиту 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами».
Выбранный способ закрепляют в учётной политике.
Счёт по дебету зависит от того, где используют товар или упаковку:
- Дт 20 «Основное производство»;
- Дт 23 «Вспомогательное производство»;
- Дт 25 «Общепроизводственные расходы» или Дт 26 «Общехозяйственные расходы» — в текущей деятельности;
- Дт 44 «Расходы на продажу» — в торговой деятельности.
Установлен ли штраф за неуплату экологического сбора
Как и все нарушения в области экологии, уклонение от уплаты экосбора влечет наложение штрафов. Они определены в Административном кодексе РФ. Обычно используется Статья 8.41.1. Собственно, она была введена федеральным законом 141-ФЗ в июне 2019 года именно для того, чтобы определить ответственность за неуплату экологического сбора за упаковку, товары и нарушение сроков отчетности по нему.
Максимальный уровень штрафов:
- Для должностных лиц — до 7 тысяч рублей;
- Для юридических штраф определяется, как кратно увеличенная сумма неоплаченного экосбора. Он может увеличиваться до трехкратного расчетного значения пропущенного платежа. Но он не может составлять менее 500 тысяч рублей;
- Для предпринимателей, которые работают без оформления юридического лица, также установлена верхняя планка штрафа в трехкратной сумме расчетного платежа. Но не менее 250 тысяч рублей.
Круг плательщиков сбора
Оплата сбора предусматривается за негативное влияние на окружающую среду (НВОС). К числу такого влияния относят:
- выбросы стационарных объектов, которые загрязняют атмосферу;
- сброс загрязнителей в водные объекты;
- размещение отходов (хранение утилизированных продуктов) потребления, производства.
Плательщиками сбора признаются (применительно к ст. 16.1 ФЗ № 7, ст. 23 ФЗ № 89 от 24.06.1998 (акт. ред. — 02.07.2021), разъяснениям Росприроднадзора в письме № АА-06-02-31/370 от 11.01.2019):
- ИП, юрлица, занятые деятельностью, которая негативно влияет на окружающую среду либо связана с образованием отходов (помимо ТКО).
- Региональные операторы (юрлица) по обращению с ТКО, с которыми все потребители (юрлица, физлица) заключают договор для оказания соответствующих услуг.
- Операторы по обращению с ТКО, которые занимаются деятельностью по их размещению.
Юрлица, ИП высвобождаются от уплаты, если в процессе их деятельности образуются отходы, но они оформили договор с оператором для их размещения на специальных объектах, где негативное воздействие исключается. Если в субъекте РФ нет регионального оператора, платит сбор оператор по обращению с ТКО. Это может быть как организация, так и предприниматель, который размещает ТКО, т. е. собирает, обрабатывает, транспортирует, обезвреживает, утилизирует эти отходы.
Крайний срок уплаты сбора за отчетный 2021 год заканчивается 01.03.2022 года, а сдачи декларации — 10.03.2022 года. Порядок внесения платы определяет ФЗ № 7 от 10.01.2002 (акт. ред. — 30.12.2021), а подачи декларации — Приказ Минприроды № 1043 от 10.12.2020.
Исчисляют сумму сбора с применением норм ПП № 255 от 03.03.2017(акт ред. — 17.08.2020). При этом используют ставки, утвержденные:
- ПП № 913 от 13.09.2016 (акт. ред. — 24.01.2020). Для расчетов в 2020-201 гг. берут ставки за 2018 год с добавочным коэффициентом 1,8.
- ПП № 758 от 29.06.2018 (акт. ред. — 16.02.2019) — для малоопасных отходов.
Штрафы за неуплату экологического сбора
Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.
За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию Штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.
За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.
Куда подается отчет по экологическому сбору
Импортеры товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в центральный аппарат Росприроднадзора.
Производители товаров подают декларацию о количестве выпущенных в обращение на территории РФ готовых товаров и упаковке, отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров и расчет суммы экологического сбора в территориальный орган Росприроднадзора в своем субъекте РФ.
В случае, если компания осуществляет производство и импорт товаров одновременно, то комплект документов подается в центральный аппарат Росприроднадзора.
Если отходы отсутствуют из-за временного прекращения деятельности, то требуется отправить письмо в произвольной форме и представить документы из налоговой инспекции о нулевом балансе.
Что такое побочные продукты производства
В процессе хозяйственной деятельности иногда образуется продукция, которая к основной не относится, но может быть использована в потребительских целях. Например, обрезки ткани на швейных фабриках подойдут как наполнитель для игрушек или постельных принадлежностей; обрезки досок на мебельном производстве сгодятся для продажи любителям хенд-мэйда.
Для такой продукции с 1 марта в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новый термин — побочные продукты производства (ППП).
Статья 51.1 7-ФЗ (действует с 1 марта 2023 года). К ППП могут быть отнесены «вещества и (или) предметы, образующиеся при производстве основной продукции, в том числе при выполнении работ и оказании услуг, и не являющиеся целью данного производства, работ или услуг, если такие вещества и (или) предметы пригодны в качестве сырья в производстве либо для потребления в качестве продукции в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Правительство РФ должно определить перечень продукции, которая не может быть отнесена к побочным продуктам производства. То, что войдет в этот список, будет считаться отходами.
С 1 марта 2023 года в природоохранном законодательстве, кроме ППП, появляется еще один термин — «вторичные ресурсы» (закон 89-ФЗ). Это отходы, которые или части которых могут быть повторно использованы для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг или получения энергии и которые получены в результате раздельного накопления, сбора или обработки отходов либо образованы в процессе производства.
Из переработанных пластиковых бутылок делают полиэстер (recycled polyester) для производства одежды. Такой эко-материал уже используют мировые бренды, например, как Nike, Levi’s, Marks&Spencer, Max Mara, H&M, Patagonia. Горячая вода при ополаскивании бутылок в пищевом производстве может быть собрана в емкости для рециркуляции и использована повторно в производственных целях.
Вторичные ресурсы подлежат только утилизации. Их захоронение не допускается.
Появление в природоохранном законодательстве таких понятий, как вторичные ресурсы и побочные продукты производства, говорит о развитии в России направления Recycle — вторичной переработки сырья и материалов. Государство стимулирует предпринимателей меньше выбрасывать, а больше возвращать в производство.
Возврат суммы излишне уплаченного экологического сбора
Сумма излишне уплаченного экологического сбора подлежит возврату плательщику на основании заявления плательщика о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора в течение одного месяца со дня получения территориальным органом Росприроднадзора такого заявления (п.19 Правил).
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбор может быть подано плательщиком или его представителем в территориальный орган Росприроднадзора в течение 3 лет со дня последней уплаты экологического сбора с приложением документов (п.20 Правил):
- позволяющих определить уплату экологического сбора в размере, который превышает размер экологического сбора, подлежащего уплате, а также ошибочную уплату экологического сбора;
- подтверждающих полномочия лица, подписавшего заявление или заверенную копию указанного документа;
- подтверждающих полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление подается представителем плательщика.
В течение 15 рабочих дней со дня получения заявления о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора, территориальный орган Росприроднадзора (п.21 Правил):
- принимает решение о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора и направляет его плательщику;
- принимает решение об отказе в возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора и направляет его плательщику в случае отсутствия в заявлении необходимых сведений и (или) непредставления документов, указанных в п.20 Правил.
Процесс начислений, а также оплаты рассматриваемого в данной статье сбора осуществляет Росприроднадзор. Этот факт позволяет с легкостью найти ответ на вопрос, куда платить экологический сбор. Оплата осуществляется именно в данный орган, туда же направляется и отчетность по данному платежу.
Именно Росприроднадзор является тем учреждением, которое утвердило официальную форму, по которой и рассчитывают предприниматели экологический сбор. Что входит в рассматриваемый документ? Он состоит из двух разделов. В первом отражается информация, которая позволяет составить впечатление об импортере или непосредственно производителе. А во втором рассчитывается сама сумма сбора как за готовую продукцию, так и за упаковку.
Отчетный период в данном случае — это год. Следовательно, в 2017 предприниматели отчитываются за 2016, а за 2017 — в 2018 году. Важно отметить, что сроки, в которые должна быть произведена оплата экологического сбора и сроки, в которые должен быть предоставлен расчет по установленной форме, совпадают между собой. А значит, осуществить все подготовительные действия по этим двум пунктам следует заранее.
Предоставить данную форму можно двумя способами: в бумажном виде (причем как по почте, так и персонально) или в электронном. Главное — не забыть добавить копию платежного поручения.
Специалисты рекомендуют регулярно проверять на официальном сайте Росприроднадзора актуальные реквизиты территориальных отделов рассматриваемой службы для того, чтобы правильным образом, а главное, в срок перевести денежные средства в уплату экологического сбора. Для этого на портале следует выбрать нужный регион и зайти во вкладку «Реквизиты».
Расчет суммы экологического сбора. Образец
Общество представило в Управление декларацию о количестве товаров и выполнении норм утилизации, акты утилизации от 31.12.2017 N 1 и N 2, договор об утилизации от 11.01.2016, расчет экологического сбора, технические условия.
Общество, посчитав, что им выполнен норматив утилизации, в расчете суммы экологического сбора к уплате указало «0».
Рассмотрев представленные документы, Управление РПН направило в адрес Общества письмо, в котором указало на то, что Общество произвело предварительную обработку отходов, но не вернуло их в производственный цикл, не осуществило утилизацию, в связи с этим не вправе зачесть в счет выполнения норматива утилизации объем отходов, указанный в представленном акте утилизации. Обществу предложено представить корректирующие формы отчетности и уплатить экологический сбор в сумме 1 104 руб. 61 коп.
В соответствии с положениями статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее — производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств — членов Евразийского экономического союза (далее — импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации (часть 1).
Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами (пункт 2).
Обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов) (пункт 4).
Производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 указанного Федерального закона (пункт 7).
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9).
Порядок, формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 N 1342 утверждены «Правила представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров».
Порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год установлен Положением о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1417 (далее — Положение N 1417).
В данном случае суды указали, что исполнение норматива утилизации отходов от использования товаров с целью предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду подтверждается предоставлением декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (далее — декларация), отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (далее — отчетность), форм расчета суммы экологического сбора за отчетный год, что установлено положениями статей 24.2, 24.5 Закона N 89-ФЗ, Положением N 1417, Правилами N 1342.
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ под утилизацией отходов понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
В соответствии с Межгосударственным стандартом «Ресурсоснабжение. Обращение с отходами термины и определения» ГОСТ 30772-2001, введенными в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N 607-ст, под рециклингом понимается процесс возвращения отходов, сбросов и выбросов в процессы техногенеза, под рекуперацией отходов — деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования.
Ввиду изложенного суды констатировали, что в случае утилизации отходы должны быть использованы для производства товаров (продукции), выполнение работ, оказание услуг, либо возвращены в производственный цикл.
В данном случае суды установили, что Общество сортирует, дробит, прессует отходы упаковочного гофрокартона незагрязненного, а также промывает, подсушивает, измельчает, агломерирует (изменяет объем занимаемого отходами пространства) полиэтиленовые отходы, то есть, используя указанные выше технологии, не возвращает отходы в производственный цикл, а лишь обрабатывает их.
В связи с этим суды сделали обоснованный вывод, что Общество не занимается деятельностью по утилизации отходов в смысле, придаваемой этой деятельности нормами Закона N 89-ФЗ.
Судебные инстанции, ссылаясь на Нормативы утилизации отходов от использования товаров на период с 2015 по 2021 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р, а также оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе декларацию о количестве товаров и выполнении норм утилизации за 2021 год, акты утилизации от 31.12.2017 N 1 и N 2, договор об утилизации от 11.01.2016, расчет экологического сбора, технические условия, установив, что нормативы утилизации по группе N 13 «Изделия из бумаги и картона прочие» и группе N 17 «Изделия упаковочные пластмассовые прочие» не были выполнены, сделали правильный вывод о том, что у Общества возникла обязанность по уплате экологического сбора.
Кто платит экологический сбор
Экологический сбор взимается с товаропроизводителей, не обеспечивающих утилизацию товаров после утраты ими потребительских свойств. Аналогичная обязанность установлена и для импортеров.
Товары, утратившие потребительские свойства в результате использования, загрязняют окружающую среду. Они представляют собой отходы. Порядок обращения с ними регламентирует Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон N 89-ФЗ). При этом не все отходы подлежат обезвреживанию и захоронению. Некоторые виды подвергают утилизации. Под утилизацией понимается использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов. Выделяют повторное применение отходов по прямому назначению — рециклинг, их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки — регенерацию, а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения — рекуперацию (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Требования по утилизации отходов от использования товаров (за исключением транспортных средств) содержит ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ. В соответствии с ней ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ введен экологический сбор.
На основании п. 1 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ утилизацию отходов от использования товаров, утративших потребительские свойства, обязаны обеспечивать их производители либо импортеры. Но чтобы выполнить это требование, отходы нужно собрать. Производители, импортеры товаров могут либо самостоятельно организовать сбор, обработку, утилизацию отходов от использования аналогичных товаров, либо заключить соответствующий договор с лицами, осуществляющими профессиональную деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов (п. 4 ст. 24.2 Закона N 89-ФЗ).
Производитель (импортер), не осуществляющий утилизацию вышеозначенными способами, уплачивает экологический сбор.
На заметку. Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении утилизации или со дня уплаты экологического сбора. Какому варианту следовать — каждый производитель (импортер) решает самостоятельно.
Как уплатить в сроки без штрафов
- Для начала определите, попадает ли предприятие в список тех субъектов, кто должен платить экологический сбор. Это можно установить, сверяя список видов деятельности по ОКВЭД с перечнем, указанным в Постановлении 2970-р. Если таких видов несколько, экосбор нужно считать по каждой из них.
- До 1 апреля составьте отчет (декларацию) по экологическому сбору и отправьте ее в электронном виде в Росприроднадзор. Теперь это можно сделать через официальный сайт ведомства.
- Вычислите сумму платежа и оплатите его в установленный законодательством срок — до 15 апреля следующего за отчетным года.
При расчете суммы сбора к уплате нужно учитывать действующие в отчетный период ставки и нормативы утилизации также по каждому виду товаров или упаковки. Если отходы предприятия собирает и утилизирует сторонняя организация, нужно проверить наличие действующего договора, чтобы предъявить его проверяющим при необходимости.
Компания ЭкоПромЦентр предлагает предприятиям в Санкт-Петербурге и по всей России заключить договор на экологическую поддержку. Эта услуга позволит:
- Избежать ошибок при заполнении отчетности, нарушения сроков ее сдачи.
- Снизит вероятность возникновения рисков, связанных с изменением законодательства. Ведущий ваше предприятие эколог ЭкоПромЦентра вовремя предупредит о новых вступающих в силу положениях, касающихся организации.
- Поможет оптимизировать затраты. Используя рекомендации экологов, предприятия в некоторых случаях могут выполнить утилизационный норматив с меньшими затратами. Делается это с помощью нахождения оптимального баланса утилизации своими силами и привлеченными специализированными компаниями по переработке, переходом на другой тип упаковки или технологию.
- Разгрузит штатных экологов предприятия. Передача сторонней организации части их функций повысит качество работы сотрудников за счет снижения их нагрузки.