Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Субсидии для бизнеса 2022: как получить государственную поддержку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.
Можно получить столько МРОТ, сколько у организации или ИП работников. МРОТ берут на 1 января 2021 года (12 792 руб.), а количество работников — на июнь 2021 года. ИП как с работниками, так и без, также получают субсидию на самих себя.
Для расчёта также берут коэффициент, учитывающий срок действия ограничительных мер:
- 0,5 — если ограничения ввели на две недели, то есть выплачивают половину субсидии;
- 1 — если на четыре недели, то есть субсидию выплачивают полностью.
Поддержка в виде грантов
Эта мера поддержки обычно оказывается властями на уровне регионов. Гранты предоставляются не только начинающим, но и опытным предпринимателям через софинансирование или на безвозвратной и безвозмездной основе.
В зависимости региона условия получения грантов различаются, а потому нужно на местах узнавать о всех нюансах. Денежные средства выдаются тем, чьи заявки прошли отбор по конкурсу. В числе его критериев — сфера деятельности, величина выручки, число рабочих мест и т.д.
В ближайшем году сельское хозяйство, туризм и фермерство однозначно будут поддерживаться.
Для уточнения деталей получения грантов нужно зайти на сайты госорганов, представляющих сведения о мерах господдержки бизнеса, к примеру, в Республике Татарстан — на сайт Минэкономики, в Подмосковье — на сайт «Центра Развития Предпринимательства Московской области».
Кроме того, можно воспользоваться поиском на сайте «Мой бизнес» в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе». Здесь достаточно указать на карте регион, после чего система предоставит сведения о местных отделениях и укажет сайт, на котором содержится вся информация по господдержке.
На сайте Минэкономразвития имеется перечень уполномоченных органов по поддержке МСП в субъектах РФ.
Гранты и субсидии для предпринимателей от государства
Государство оказывает финансовую поддержку предпринимателям в виде программ субсидирования. Это выделение денежных средств в виде субсидий и различных грантов для бизнеса.
В 2021 году размеры грантов и субсидий составляют от 60 тыс. рублей до 25 млн. Чтобы получить представление о мерах поддержки малого бизнеса и среднего бизнеса в регионах, рекомендуем ознакомиться с сайтом Минэкономразвития РФ. Также подробную информацию можно получить в региональных центрах инфраструктуры МСП, их адреса есть на сайте «Мой бизнес».
Цель расходования грантов и некоторых видов субсидий обязательно отражаются в бизнес-плане, который предприниматель должен предоставить в соответствующий орган для получения помощи. Нельзя тратить средства по своему усмотрению. На какие задачи разрешается тратить деньги:
-
Приобретение оборудования или его модернизацию.
-
Аренда или ремонт недвижимости для ведения бизнеса. Не более 20% от полученных денег. Надо заключить договор для подтверждения расходов.
-
Оплата необходимого для ведения бизнеса ПО, получение лицензий, патентов.
-
Закупка сырья, расходных материалов. Не более 20% полученных денег.
Инфраструктура поддержки МСП
Ведение предпринимательской деятельности – дело сложное и затратное. С 2019 года в рамках национального проекта поддержки индивидуальных предпринимателей по всей стране открываются центры «Мой бизнес». Каждый центр объединяет в себе ряд объектов инфраструктуры поддержки МСП и предоставляет услуги в режиме «одного окна».
Перечень ведомств, коммерческих и некоммерческих организаций, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса:
-
Министерство экономического развития,
-
Центры занятости населения,
-
Центры инфраструктуры МСП,
-
Региональные администрации муниципального образования,
-
Торгово-промышленная палата,
-
Фонд содействия кредитованию малого бизнеса,
-
Фонд содействия инновациям,
-
Бизнес-инкубаторы,
-
Другие.
Подача документов в центр занятости
Для получения субсидии необходимо подготовить и подать в центр занятости следующие документы:
- Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе.
- Справка об отсутствии задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
- Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для ИП).
- Копия паспорта (для ИП).
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- Устав юридического лица.
- Доверенность, дающая право действовать от имени юридического лица.
- Заявление о предоставлении субсидии на открытие малого бизнеса.
- Заявление о единовременной материальной помощи на подготовку документов для государственной регистрации.
Как составить бизнес-план, чтобы его одобрили в центре занятости
Самое сложное при подготовке комплекта бумаг — создание бизнес-плана.
Можно обратиться к специалистам, они сделают бизнес-план за 2 – 3 дня, стоимость их услуг — от 15 000 рублей. Но гораздо выгоднее и полезнее разработать бизнес-план самому.
В большинстве центров занятости 2 – 4 раза в месяц проводятся консультации по составлению бизнес-плана, где подробно рассказывают о том, что в нем писать и что нужно сделать, чтобы он понравился комиссии.
Оптимальный объем бизнес-плана — 60 – 80 страниц, с титульным листом, 9 разделами и приложениями.
Основы субсидирования государства
Поддержка индивидуальному предпринимательству и малому бизнесу сегодня в России оказывается на законодательном уровне. В рамках программы «Стимулирование экономической активности » осуществляется финансирование деятельности предпринимателей.
Программа по стимулированию экономической активности в 2021 году предусматривает дополнительное финансирование, которое именуется субсидией.
Субсидирование представляет собой целевую и безвозмездную государственную выплату на открытие предпринимательской деятельности. Деньги не придется возвращать, как это обычно делается при займе или взятии кредита.
По предварительной информации Министерства экономического развития нашей страны, на всю программу 2017 года было выделено только 11 миллиардов рублей, тогда как в 2014 году данная сумма составляла более 20 миллиардов, а в 2015 – без малого 17 миллиардов рублей.
Данные средства поделены между всеми субъектами России на основе проведенных конкурсных процедур. В связи с ощутимым сокращением поддержки, регионам страны придется самостоятельно определиться с приоритетными для финансирования направлениями предпринимательской деятельности.
Государственные средства пойдут на действительно важные сферы экономики: сельское хозяйство, торговля, оказание коммунальных и бытовых услуг, социальное предпринимательство, инновационная деятельность и другие.
Каждый субъект малого и среднего бизнеса в праве рассчитывать на разностороннюю поддержку со стороны государства – это регламентируют различные нормативно-правовые акты и в первую очередь Федеральный закон №209-ФЗ. Разные программы имеют свой срок действия, условия предоставления и бюджет.
В каждом регионе нашей страны за реализацию мероприятий государственной поддержки малого бизнеса отвечает соответствующий уполномоченный орган. С полным их списком вы можете ознакомиться на сайте Министерства экономического развития РФ.
Условия получения и возврата
Предоставление бюджетной поддержки коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям регламентируется положениями ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Если же субсидии выдаются из нижестоящих бюджетов (региональных и местных), то помимо указанной нормы нужно руководствоваться и нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта РФ и отдельных муниципальных образований.
Субсидии предоставляются на основании соответствующего договора (соглашения), в котором содержатся права, обязанности и ответственность сторон. Такой порядок выделения субсидии предусмотрен независимо от «уровня» бюджета.
Согласно п. 1 ст. 78 БК РФ субсидия выдается на безвозмездной и безвозвратной основе. Но такая безвозмездность весьма условна. Дело в том, что обязательным условием предоставления субсидии является целевой характер ее использования (ст. 38 БК РФ). И если получатель нарушает это условие, то деньги могут быть взысканы обратно в бюджет. Это прямо предусмотрено в п. 3.1 ст. 78 БК РФ.
А что будет в ситуации, когда получатель субсидии частично нарушит условие о целевом расходовании бюджетных средств? То есть если не по целевому назначению истрачена не вся субсидия, а только часть?
В законодательстве нет ответа на этот вопрос. Поэтому решать его приходится в судах. По мнению арбитров, в такой ситуации бюджет может претендовать на возврат только той части субсидии, которая реально потрачена не по назначению. Причем суды считают, что требовать возврата всех денег нельзя, даже если договором (соглашением) установлено обязательство получателя возвратить полученную сумму в полном размере. Например, такой вывод содержится в постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А64-2562/2016.
Вернуть деньги придется не только при нецелевом расходовании субсидии, но и при нарушении прочих условий, установленных при ее выдаче (п. 3.1 ст. 78 БК РФ). Но и здесь есть свои нюансы. Так, в договоре (соглашении) о выделении субсидии может быть предусмотрена обязательная отчетность получателя. Суды считают, что непредставление установленной договором (соглашением) отчетности само по себе не влечет обязанности возвратить субсидию. Конечно, при условии, что деньги израсходованы по целевому назначению (Определение Верховного суда РФ от 23.11.2016 № 308-ЭС16-16453 по делу № А32-28228/2015).
А теперь перейдем к вопросам налогообложения.
Субсидии и налоговый контроль
Согласно п. 2 ст. 93.1 НК РФ в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке. А является ли предоставление субсидии сделкой? Давайте разбираться.
Поскольку НК РФ не содержит собственного определения понятия «сделка», данный термин в соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ применяется в том значении, которое ему придается в гражданском законодательстве (письмо Минфина России от 04.05.2016 № 03-01-18/25860).
Сделкой согласно ст. 153 ГК РФ признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Согласно п. 2 ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, а также муниципальным образованиям, выступающим в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
При этом гражданские права и обязанности возникают по основаниям, указанным в ст. 8 ГК РФ. Одним из таких оснований являются договоры и иные сделки, предусмотренные законом (подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ).
Как мы уже сказали, порядок предоставления субсидий за счет средств консолидированного бюджета РФ юридическим лицам регламентирован ст. 78 Бюджетного кодекса и предусматривает, в частности, заключение договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (п. 5 и 5.1 ст. 78 БК РФ).
Исходя из указанных норм, договор (соглашение) о предоставлении субсидий, заключенный в порядке, предусмотренном ст. 78 БК РФ, является основанием для возникновения соответствующих гражданских прав и обязанностей (подп. 1 п. 1 ст. 8 ГК РФ). Следовательно, такой договор признается сделкой, как это предусмотрено ст. 153 ГК РФ. Этот вывод подтверждает и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2017 по делу № А64-2562/2016, где судьи применяют к соглашению о предоставлении субсидий нормы ГК РФ о договорах и сделках. А значит, налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика информацию по данной сделке.
Новые субсидии МСП с августа 2021 года
При этом всё-таки в каждом конкретном случае следует исходить из конкретных обстоятельств и договоров, позволяющих достоверно квалифицировать цели получения субсидии и понять, какую норму Налогового кодекса России применять к той или иной ситуации.
Для получения субсидии организации или ИП нужно подать заявление в налоговую инспекцию. Сделать это следует в течение двух месяцев со дня, когда введены ограничения в регионе.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из ЕГРЮЛ (ИП не прекратил деятельность).
Понятия «отчетный период» и «налоговый период» применяются в настоящих Правилах в значениях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как учесть региональную субсидию на возмещение капитальных вложений
Порядок бухгалтерского учета государственных субсидий определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:
— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;
— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.
Государственное субсидирование по кредитам
Нередко для развития бизнеса небольшим предприятиям не хватает собственного дохода, что заставляет их обратиться в финансовые структуры за кредитованием. Взятые на развитие долговые обязательства иногда становятся неподъемной ношей для начинающего свою деятельность предприятия.
Такие долговые обязательства могут привести к банкротству организации, что для государства крайне невыгодно, так как в казну перестают поступать денежные средства налогоплательщиков.
Правительство РФ выдало Постановление от 29.12.2012 № 1406, которое указывают на порядок выделения субвенции предприятиям для погашения имеющихся долговых обязательств перед кредитными организациями. Их действие распространялось для представителей среднего и малого бизнеса, которые воспользовались кредитными программами для целевого назначения или в целях инвестирования.
Действие этого постановления позволило многим предприятиям за счет выделенных государственных денег погасить такие виды взятых ранее займов:
- которые пошли на покупку оборудования или необходимой спецтехники;
- строительство новых цехов;
- обустройство имеющихся помещений;
- ГСМ, которые использовались для сельскохозяйственных целей (посев, уборка и т. д.);
- приобретение птицы или голов скота для разведения.
Схема предоставления субсидии на возмещение затрат
Перед тем, как предприниматель обратится в госорганы для начисления ему субвенции от государства, ему необходимо подготовить ряд документов:
- заявление на получение субсидирования;
- данные об имеющемся у предпринимателя подсобном хозяйстве (стоимость и его размеры);
- договор (копия) на предоставленный кредит (в обязательном порядке заверяет юрист финансовой организации, с которым он заключен);
- выписку со счета по кредитованию, который указывает на наличие долга;
- график погашения задолженности и ее сроки;
- номер банковского счета, на который будут перечисляться финансы по субсидированию;
- налоговый документ со сведениями по налогообложению.
За всеми бюджетными средствами, выделяемыми для предпринимателей с целью реализации их нужд, ведется строгий контроль. Это позволяет вовремя обратить внимание на молодые, развивающиеся предприятия и скорректировать необходимое субсидирование в нужное русло.
Непосредственную ответственность за неправомерные начисления по субвенциям несут сотрудники Министерств, а также банковские организации, которые взяли на себя ответственность проводить подобные выплаты.
Продуктивность использования субвенции определяется путем вычисления соотношения объема кредитования, которое указано в Постановлении, и суммы, указанной в соглашении о реализации, а также индексов производства.
Если же проведенный анализ покажет, что субсидия была израсходована нецелесообразно или оказалась малоэффективной, то в дальнейшем ее сумма будет снижена, а остатки перечислены в местный бюджет.
Каждый представитель из сферы малого или среднего бизнеса на территории РФ может рассчитывать на помощь от государства на предоставление ему субсидирования для погашения кредитных обязательств, взятых с целью развития бизнеса.