В справке о состоянии расчетов по налогам с минусом – что значит

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В справке о состоянии расчетов по налогам с минусом – что значит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Сальдо по ЕНС с января 2023 года формируется автоматически по данным налоговой. При этом не учитывается переплата, по которой пропущен срок возврата. В сальдо не учитывается и безнадежная к взысканию сумма недоимки.

С начала 2023 года субъекты могут запрашивать у налоговиков такие справки (пп. 10 п. 1 ст. 32 НК):

  • о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо ЕНС. Бланк содержится в Приказе ФНС от 30.11.2022 г. № ЕД-7-8/1128@. Документ выдается в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса. При отрицательном сальдо будет указано, по каким именно налогам или авансам, страхвзносам, штрафам оно получилось. Недоимка по пеням расшифровывается на отдельной странице;
  • о принадлежности сумм денежных средств, которые перечислены как ЕНП. В документе указываются поступления в виде платежей и зачета переплаты, а также списания. Бланк регламентирован Приказом ФНС от 30.11.2022 г. № ЕД-7-8/1129@. Налоговики должны выдать справку не позже 5 рабочих дней с даты получения запроса;
  • о выполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страхвзносов, пеней, штрафов, процентов. Бланк регламентирован Приказом ФНС от 23.11.2022 г. № ЕД-7-8/1123@. Документ выдают не позже 10 рабочих дней с момента запроса. В этой справке нет детального разделения по видам платежей.

Данные параметры имеют значение для того, кто формируется проверочный документ.

  • Так, для того, кто издает акт сверки, обычно дебетовая (левая табличная) часть будет означать отгрузки.
  • Кредитовая сторона будет закрывать данные левой части оплатами от потребителя товаров, услуг. Соответственно, для другой организации, кредитовая часть «перевернется» в левую, а для встречающей опять же в правую. Соответственно, закрытие задолженности будет происходить отгрузками.

Что такое дебет, расскажет это видео:

Чтение акта сверки целесообразно начинать с самого начала. Если планируется беглая проверка, формируется аналогичный акт и проверяется свернутое.

Не помешает проверить остатки и в разрезе дебета и кредита. Свои данные, полученные от оппонента, будут в правой части акта. При наличии расхождений в дебетовой или кредитовой табличных частях, необходимо выверить каждую отгрузку (оплату).

Дебет и кредит в акте сверки

Удобство и скорость выполнения таких действий напрямую зависит от инструмента, которым пользуется бухгалтерия.

  • Если учет ведется вручную, для формирования дебетовой части используются сведения по принципу «нам должны».
  • Для кредита берутся данные по контрагенту.

При формировании акта сверки необходимо не только указать отгрузки и оплаты в разрезе дат, но и подвести итоги, а также указать общий остаток задолженности а конец выбранного отчетного периода.

Справка через СБИС – быстро и удобно

Заказывать справку эксперты рекомендуют регулярно, как минимум – ежеквартально. Сделать это через сервис СБИС Электронная отчетность быстро и удобно. Готовая справка «падает» в систему и сохраняется в ней.

И это только одна из возможностей сервиса, в целом СБИС позволяет не запутаться в формах отчетности, суммах и сроках уплаты налогов и сборов, с ним легко вести обмен данными с налоговой.

Помните, что для получение любой справки в электронном виде и для осуществления любой электронной документальной коммуникации нужна электронная подпись. Заказать ЭЦП под любые задачи вы можете в нашем Центре ЭЦП.

Подробнее о всех возможностях системы СБИС вам готовы рассказать наши специалисты.

Акт сверки с налоговой – как же в нём разобраться

Форма акта сверки расчётов относительно налогов и сборов утверждена приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685@. В ней есть титульный лист, раздел 1 и раздел 2.

На первом этапе налогоплательщик должен вникнуть только в раздел 1. Он заполняется ИФНС по каждому виду платежа отдельно. В строках акта информация сгруппирована по типам платежей, то есть отдельно задолженность по налогу, по пеням, по штрафам, по процентам. Также указаны средства, списанные с расчётных счетов, но не дошедшие по назначению, и невыясненные суммы.

По каждому типу платежа может быть указана задолженность (отрицательное сальдо) или переплата (положительное сальдо), а также данные об отсроченных, приостановленных ко взысканию платежах и реструктуризированной задолженности. Эта информация отражается в графе 3.

Налогоплательщику нужно сверить представленные ФНС сведения со своими данными. Если они совпадают, достаточно подписать акт сверки на последнем листе раздела 1 и указать, что он согласован без разногласий. Готовый акт возвращается в налоговый орган.

Учтите, что, как и ранее, рассматриваемая справка как документ не подтверждает исполнение организацией/ИП/физлицом обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.

Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения по данным налогового органа и учитывает информацию о всех суммах налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, уплачиваемых налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом).

Читайте также:  Изменение правил предоставления мер социальной поддержки по оплате ЖКУ

Справку о состоянии расчетов налоговая формирует на дату, указанную в запросе. Если же в запросе она не указана или указана будущая дата, справку выводят на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.

Как расшифровывается понятие

КРСБ расшифровывается как карточка расчетов с бюджетом и является четко сгруппированным информационным ресурсом, в котором отражены сведения по начисленным и погашенным налоговым выплатам. Карточка налогоплательщика формируется из налоговых отчетностей, подаваемых лицом в ФНС. В спорных ситуациях, возможных между сторонами, этот документ позволяет выявить расхождения и проконтролировать уплату налогов. В соответствии с едиными требованиями , карточки расчетов с бюджетом ведутся для каждого налогоплательщика и по каждому отдельному виду налогов. За каждым видом платежей закреплен свой код (КБК), а также учитывается код муниципального образования, куда поступают налоговые сборы (ОКТМО). Для налогоплательщика и налогового агента предусмотрены разные карточки, поэтому в случае если одно и тоже лицо выполняет сразу две налоговые функции, то на него заводят соответственно две КРСБ.

Акт сверки с налоговой

Получив заявление налогоплательщика, в течение 5 рабочих дней инспекторы оформляют результаты сверки специальным актом и передают его налогоплательщику лично, либо по почте. На заявление о сверке, поданное электронно, акт из налоговой поступит только в электронном виде.

Действующая форма акта сверки с налоговой, образец которого прилагается ниже, утверждена приказом ФНС РФ от 16.12.2016 № ММВ-7-17/685 и применяется с 27.01.2017 г. Акт состоит из титульного листа и разделов 1 и 2, содержащих результаты сверки. Разделы формируются по каждому налогу, страхвзносу и сбору отдельно, согласно присвоенному им КБК.

В разделе 2 акта сверки ИФНС (графа 2) и налогоплательщик (графа 3) по своим данным отражают сведения о недоимках и переплатах. Так, положительное сальдо в акте сверки с налоговой означает, что у налогоплательщика имеется переплата по налогу, страхвзносу и т.п. Переплата может возникнуть, например, при уплате авансовых платежей до того, как сдана декларация по налогу, или если в платежке ошибочно была указана большая сумма налога, чем начислено, и т.п.

Наличие отрицательного сальдо в акте сверки с налоговой говорит о недоимке, которая возникла, например, при неуплате налога, или неверном заполнении реквизитов платежного поручения, в результате чего в ИФНС налоговые платежи не поступили.

Оформление разногласий невозможно при получении электронного акта сверки, поскольку он предназначен лишь для ознакомления налогоплательщика с состоянием его налоговых расчетов, и возврату в ИФНС не подлежит (п. 2.22 приказа ФНС от 13.06.2013 № ММВ-7-6/196).

При отсутствии расхождений сверка расчетов с налоговой считается завершенной, налогоплательщик и должностное лицо ИФНС подписывают акт, оставляя себе по одному экземпляру.

При наличии разногласий следует выяснить их причины, которыми могут быть:

  • ошибки налогоплательщика при оформлении платежных документов на перечисление налоговых платежей, либо при отражении налогов в учете,
  • ошибки налоговиков, допущенные при внесении в карточку налогоплательщика данных по расчетам с бюджетом.

Налогоплательщику для устранения расхождений нужно предоставить в ИФНС подтверждающие документы (выписки банка, копии платежек, квитанций и т.п.). При ошибке по вине налоговой, в соответствующий отдел направляется служебная записка, а на исправление отводится не более 5 рабочих дней. На основании уточненных данных, в течение 3 дней формируется и подписывается новый акт сверки.

Таким образом, срок сверки и оформления акта при отсутствии разногласий составляет не более 10 рабочих дней, а если расхождения имеются – не более 15 рабочих дней.

Чтобы получить бланк, необходимо заполнить письменный запрос по форме, рекомендованной Административным регламентом ФНС РФ, утвержденным Приказом Минфина от 02.07.2012 (Приложение № 8).

Заполняя заявление (его можно составить как на фирменном бланке, так и на обычном листе, важно указать идентифицирующие признаки предприятия), нужно:

  • указать адресата (в рекомендованном бланке в качестве конкретного адресата указывается начальник инспекции, наименование ИФНС указывать надо обязательно);
  • вписать реквизиты заявителя (подробно: ИНН, КПП, адрес, а не только наименование);
  • изложить само обращение — просьбу о выдаче конкретной справки;
  • также рекомендуется указать способ получения: лично или по почте.

Подпись, дата и печать (при наличии) необходимы. Предоставить бланк также можно лично (руководитель или представитель по доверенности) или по почте. Сформировать запрос можно и в электронной форме в личном кабинете налогоплательщика.

Выдать справку обязаны в течение 5 рабочих дней с момента получения обращения. В том случае, если полученные данные не совпадают с данными налогоплательщика, рекомендуется провести сверку расчетов. Документ формируется на дату регистрации ее в ИФНС или на любую запрашиваемую дату.

Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Согласно п/п. 5.1 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право «на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам». Этому праву налогоплательщика корреспондирует установленная п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ обязанность налоговых органов «осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику в течение следующего дня после дня составления такого акта». Кроме этого законодатель (в следующем абзаце) поручил ФНС России разработать и утвердить Порядок проведения сверки и форму Акта сверки.

Читайте также:  Как перейти на ПСН в 2023 году: подаем заявление

Так как до настоящего времени регламент данной процедуры официально не введён в действие, есть возможность пофантазировать в стиле газетной рубрики «Если бы директором был Я».

Согласно буквальному значению процитированных правовых норм налоговый орган обязан организовать сличение своих учетных данных с данными налогоплательщика по его налоговым обязательствам и выдать налогоплательщику оформленный Акт совместной сверки расчетов.

Сверка данных в любой сфере организуется по принципу «от простого к сложному»: сначала сравнивают итоговое «сальдо»; если не сходится, стороны совместно проверяют исходные данные и устанавливают источник ошибки.

Исходя из закреплённых в НК РФ взаимных прав и обязанностей (в том числе «принуждение» сторон к конструктивному сотрудничеству), в Порядок сверки расчётов должен быть заложен примерно такой алгоритм.

1) или налоговый орган по результату выездной налоговой проверки (правомерность инициации других мероприятий налогового контроля сомнительна; в тоже время проверяемые вопросы могут быть существенно сужены) устанавливает факты нарушений законодательства о налогах и сборов (в том числе неправильный учет) и, в конечном итоге по результату налоговой проверки (после вступления в силу соответствующего решения) обязывает налогоплательщика привести свои учетные данные к надлежащим показателям (налогоплательщик по ходу этой процедуры вправе обжаловать действия налогового органа в установленном порядке);

2) или налоговый орган по результату внутреннего служебного расследования устанавливает факты нарушений учета (а также виновного сотрудника) и исправляет допущенные ошибки.

К сожалению, реальное положение в комментируемой сфере отнюдь не радужное.

Поручение законодателя (абз. 2 п/п. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ) на текущий момент исполнено только частично:
Приказом ФНС России от 16.12.2016 N ММВ-7-17/685@ утверждена форма Акта сверки расчётов.

Так выглядит Раздел 2 (более менее «адекватная» часть)

Порядок же проведения совместной сверки расчётов существует пока только как Проект, размещённый в открытом доступе для обсуждения. Не утверждённый и, соответственно, «неофициальный».
При этом территориальные налоговые органы, хотя и негласно, строго руководствуются им при проведении сверки расчётов с налогоплательщиками.

Несправедливо не упомянуть об одном малозначительном (во всяком случае для предпринимателей и организаций) исключении.

Порядок проведения сверки в отношении имущественных налогов физических лиц утверждён Приказом ФНС России от 18.11.2016 N ММВ-7-12/629@.
Отметим, что сверка расчетов с физическими лицами по имущественным налогам весьма простая (с точки зрения технологии) процедура, так как налоговый орган, во-первых, имеет полную объективную информацию об объектах налогообложения (которая поступает из государственных информационных ресурсов в режиме реального времени), во-вторых, самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая об обязанности налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежей.

Если не углубляться в детали, то можно отметить три глобальных недостатка Проекта, делающие практически невозможной совместную сверку расчетов (особо интересующиеся могут лично ознакомиться с Проектом и досконально его исследовать).

Как было отмечено выше, для проведения совместной сверки расчетов по налогам стороны должны иметь в момент сверки сопоставимые данные.

Налогоплательщик во исполнение п. 1 ст. 45 НК РФ самостоятельно ведёт учет своих налоговых обязанностей (налоговые начисления) и их исполнение (платежи в бюджет). Поэтому в любой момент времени (даже ИП, ведущий свой налоговый учет буквально «на коленке») обладает полной информацией о состоянии своих налоговых обязательств (начисления и их исполнение). Соответственно его данные всегда актуальны. Это относится, кстати, и к текущему (не оконченному) налоговому периоду.

В учете налогового органа картина прямо противоположная.
Поступившие в бюджет платежи налогоплательщиков (во исполнение налоговых обязанностей) отражаются в интерактивных информационных ресурсах налоговых органов в автоматизированном режиме. По времени это буквально на второй — третий день после банковской операции налогоплательщика. Соответственно во «внутреннем» учёте налогового органа (далее — карточка «Расчеты с бюджетом», КРСБ) эти суммы постоянно формируют положительное сальдо в пользу налогоплательщика. А вот налоговая обязанность (начисленный налог) будет отражена в КРСБ и, соответственно, «обнулит» сальдо, только по окончании «декларационной кампании» — то есть спустя полгода после окончания налогового периода. Поэтому весьма продолжительное время в КРСБ отражается заведомо недостоверная (по объективной причине) информация. Усугубляя положение, налоговые органы полностью безосновательно квалифицируют такое положительное сальдо как «переплату».

Об этой проблеме известно ФНС России и Минфину России, однако положение вещей воспринимается как вполне нормальное. Например, Минфин России в письме от 02.08.2019 № 03-02-08/58397 констатирует:

Таким образом, налоговый орган сможет представить объективные данные по состоянию расчетов с налогоплательщиком, во-первых, только после окончания камеральной налоговой проверки полученной от этого налогоплательщика декларации. Во-вторых, только в отношении истекших (и уже проверенных) налоговых периодов. Однако комментируемый Проект данную специфику напрочь игнорирует.

В Проекте прямо предписано налоговому органу представлять для сверки данные в разрезе календарных лет («налоговый период» по тексту ни разу не упоминается), и даже предусмотрена возможность провести сверку расчётов по состоянию на текущую дату.

Читайте также:  Как по-новому рассчитать и оплатить больничный лист в 2021 году

Проектом как таковая «сверка» вообще не предусмотрена (в понимании квалифицированных специалистов).

Согласно Проекту сверка расчётов считается завершенной сразу же после того, как налоговый орган в срок 5 дней «отреагирует» на заявление налогоплательщика (о сверке) и выдаст налогоплательщику (направит по почте или по электронным каналам коммуникации) автоматически сформированный на основании данных КРСБ (заметим — заведомо недостоверных) Акт сверки. То есть, вообще проигнорирована элементарная логика нормальной процедуры взаимной сверки расчётов сторон.

Нельзя не отметить, что некоторые положительные «сигналы» от центрального аппарата ФНС России всё-таки «исходят»: проблема явно известна.

Во-первых, критикуемый Проект так и не утверждён до настоящего времени (хотя прошло уже более 2-х лет).

Во-вторых, ФНС России в ответе на запрос о порядке проведения взаимной сверки расчётов ( Письмо ФНС России от 25.12.2018 № ГД-03-19/10036 ) указало следующее:

Отметим, что в одном абзаце коротко и ёмко изложен оптимальный механизм сверки расчётов (сравнение данных, зарегистрированных в учётных регистрах сторон).

Однако далеко не факт, что такое прогрессивное «мнение» ФНС России подвигнет сотрудников территориальных налоговых органов «нарушить» общепринятый Порядок. Тем более, что в официально утверждённую форму Акта сверки такой алгоритм сличения данных никак не «втиснешь».

В справке о состоянии расчетов по налогам с минусом – что значит

Содержит полную информацию по формированию задолженности (переплаты) по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

При расчете значения данного показателя учитываются величины, которые отражены в столбце под номером пять в полученной квитанции.

Конечное сальдо может быть либо положительным, либо отрицательным. Если сальдо отрицательное, значит Вы заплатили лишнее, переплатили деньги своему поставщику коммунальных услуг, и в расчетах за следующий месяц он учтет эту переплату.

В определенных случаях ФНС может лично инициировать внеплановую сверку расчетов. Как показывает практика, такое происходит в случае выявления излишней уплаты налогов в бюджет. Данная ситуация регламентирована статьей 78 НК РФ. Более того, если плательщик самостоятельно запрашивает проведение процедуры, то согласно статье 32 НК РФ налоговая служба вынуждена ее провести.

Особенности формирования данных по результатам сверки

Документ формируют при помощи специализированного программного обеспечения, на основании учетных данных ИФНС. Учитывается вся информация о произведенных расчетах, начислениях и взысканиях, причем сведения формируются в разрезе налогов, сборов, взносов и прочих обременений. Информация подается за период, который указан в письменном запросе. Если таких сведений в запросе нет, то информация готовится на дату получения официального запроса от предпринимателя или организации.

Если компания имеет филиалы и (или) обособленные подразделения, то в запросе необходимо указать КПП конкретного структурного подразделения, по которому требуется справка. Если в обращении КПП не указан, то справку сформируют отдельно по каждому филиалу, подразделению и головному учреждению.

Для чего нужна справка об отсутствии задолженности

Справка об отсутствии задолженности по налогам может понадобиться, если собираетесь участвовать в тендере, получать заем или подписывать договор. Она может потребоваться любому лицу — юридическому, физическому, индивидуальному предпринимателю, — которое оказывает или получает услуги, продает или производит и по общему правилу должно платить налоги.

Физическому лицу чаще всего такая справка требуется, чтобы получить заем. В некоторых случаях этот документ могут потребовать те, с кем вы заключаете договор. Допустим, если собираетесь купить автомобиль по договору лизинга, лизингодатель может попросить подтверждение, что у вас нет задолженности по налогам. В редких случаях справка нужна гражданам РФ, чтобы выйти из российского гражданства.

Если человек регистрировался как ИП, а затем решил прекратить деятельность, такая справка тоже может потребоваться.

Выписка из лицевого счета налоговая

Действительно, согласно Административному регламенту ФНС по исполнению государственной функции по бесплатному информированию (в т.ч.

в пиьсменной форме) налогоплательщиков, плательщиков собров и налоговых агентов, утвержденному Приказом Минфина РФ от 18.01.2008 N 9н, предусмотрена выдача Справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщиков.

Представление выписки из лицевого счета регламентом не предусмотрено, поэтому налогове органы ее и не выдают.

Получить выписку из лицевого счета налогоплательщика можно с использованием системы ИОН (по телекоммуникационным каналам связи), но для этого обязательным условием является отправка отчетности по ТКС.

Ответы на популярные вопросы

Такое бывает. Необходимо написать заявление в налоговую на розыск платежа. Если платежа нет в карточке операций по расчетам с бюджетом, а у вас на руках есть платежка с отметкой банка с правильными реквизитами, то заявление пишем в произвольной форме. Например, так:

Если в платежке допущены ошибки, то указать правильные реквизиты можно через личный кабинет ИП в разделе Моя почта -> Обратиться в налоговый орган -> Расчеты с бюджетом -> Заявление об уточнении платежей -> Прочие платежи. В открывшейся форме указываем реквизиты платежного поручения: номер, дату и сумму.

В найденном платежном поручении можно ввести новые правильные реквизиты и тут же сформировать и отправить заявление на уточнение платежа.

Остались вопросы? Нужна помощь с расшифровкой выписки? Напиши в WhatsApp или в Телеграм и получи консультацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *