Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если вы попали в яму на дороге и повредили авто?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если водитель повредил автомобиль из-за ямы — случай считается страховым, поэтому КАСКО обязана покрыть ущерб. Для получения выплаты необходимо оформить ДТП по стандартным правилам: вызвать на место происшествия страховщика или сотрудника ГИБДД, и подать заявление. К виновнику случившегося — как правило, дорожной службе, страховая компания обращается без участия пострадавшего. Не каждое дело требует подключения суда, иногда удается закрыть вопрос мирно.
Верховный Суд РФ разъяснил, когда водителя нельзя наказывать за попадание в яму на дороге
Верховный Суд РФ указал чиновникам, что они несут большую ответственность за обеспечение безопасного движения, чем водитель, который мог выбрать неправильный маневр на дороге.
Обязанность властей следить за хорошим состоянием дорог, вовремя ремонтировать дорожное полотно или хотя бы обеспечивать участки с большими ямами дорожными знаками стоит в приоритете, отмечает высшая инстанция.
Верховный Суд РФ подчеркивает, что при несоблюдении этих условий ни власти, ни суды не имеют права перекладывать вину за попадание машины в выбоины на водителя.
Так, Верховный Суд РФ разбирал спор жителя г.Омска с местным «Управлением дорожного хозяйства и благоустройства». Из материалов дела следует, что водитель ехал по затопленной водой дороге, на которой не было ни ограждений, ни предупреждающих знаков.
В итоге автомобиль провалился в яму, из-за чего двигатель перестал работать. Вызванные на место аварии инспекторы ГИБДД подтвердили, что вины автовладельца нет и вынесли определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Водитель посчитал, что чиновники должны выплатить ему компенсацию и обратился в суд. Куйбышевский суд г.
Автомобиль попал в яму на дороге – это ДТП или нет
Для многих определение дорожно-транспортной аварии неразрывно связано со столкновением двух или более машин, наездом на пешехода. Однако правила дорожного движения с юридической плоскости трактуют ДТП гораздо шире. Обратимся к пункту 1.2.
Он говорит о том, что под происшествием нужно понимать событие, в результате которого при движении автомобиля пострадали люди, транспорт или другое имущество. Поэтому если человек пробил колесо в яме на дороге, это также допускается совершенно спокойно расценивать как ДТП и вызывать на место полицейский экипаж.
Без него, как в случае с Европротоколом, обойтись нельзя, ведь потерпевшей является только одна машина. Другое дело, что сотрудники ГИБДД неохотно приезжают на вызовы когда ДТП касается дорожных ям. Поэтому нужно быть готовым к многочасовому ожиданию стражей порядка.
Как бы там ни было, следует соблюсти предписываемый при ДТП порядок действий:
- Водитель должен остановиться.
- Включить аварийные фары.
- Разместить на месте дорожного происшествия специальный знак.
Обращение в дорожную службу
Согласно Федеральному закону № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцами автодорог, ответственными за их состояние, являются исполнительные органы государственной власти, администрация муниципальных образований, юридические и физические лица.
Отвечать за причинение ущерба из-за некачественного дорожного покрытия могут также обслуживающие организации, работающие по контракту с федеральной или местной администрацией.
К установленному виновнику необходимо обратиться с претензией на возмещение ущерба, причинённого автомобилю по причине неудовлетворительного состояния полотна и уведомлением о проведении независимой экспертизы.
Оформить Дорожно транспортное происшествие, если попали в яму на дороге?
После того, как ваш автомобиль попал в дорожную яму, выбоину или открытый люк, и получил механическое повреждение, Вам необходимо оформить ДТП. Убедитесь, что на дороге не было предупреждающих знаков о том, что на дороге идет ремонт или предупреждение о неровностях на дороге. Кроме того, убедитесь, что сами вы не нарушали правила дорожного движения. Нужно понимать, что повреждение могут иметь скрытый характер, поэтому вызывать сотрудников полиции необходимо в обязательном порядке. Если сотрудники органов внутренних дел отказываются приехать и оформить ДТП из-за ямы на дороге, необходимо жаловаться в прокуратуру и фиксировать дорожно транспортное происшествие своими силами. Для этого можно использовать фотоаппарат и видеокамеру, также не лишним будет найти свидетелей происшествия на месте и взять их контактные данные.
Судебная практика: попал в яму, повредил машину, взыскал в ущерб
Суды по-разному принимают решения по искам водителей к муниципалитетам и дорожным службам о возмещении вреда, причиненного наездом на яму. Часто суды первой инстанции отказывают в иске, а апелляция «поправляет» их, принимая решение в пользу водителя.
- Дело №33-888/2017 Ярославского областного суда. Суд первой инстанции отказал в иске автовладельцу, требовавшему взыскать с мэрии компенсацию вреда, причиненного наездом на яму. Суд сослался, что не установлена причинно-следственная связь между наездов и повреждением. Апелляция сочла доводы нижестоящего суда ошибочными и взыскала в пользу автовладельца заявленную сумму ущерба частично.
Какой размер ямы считается нормальным?
У нас в стране, как Вы знаете, все по ГОСТу, даже у дорожных ям, есть свои ГОСТы, где определены размеры ям, когда при превышении хотя бы одного из параметров (ширина, длина, глубина), это считается отклонением от нормы, и неровность должна быть устранена. А если кто-то пострадал, по причине данного нарушения, то ущерб обязательно должен быть возмещен ответственным лицом.
Нам нужен ГОСТ Р50597-201. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (с Поправками).
Это на данный момент действующий документ, на который мы будем опираться, даже в суде.
Согласно пункту 5.2.4 Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В таблице 5.3, указано, что на дороге не должно быть выбоин, просадок и проломов длиной более 15 сантиметров, шириной более 1 метра и глубиной более 5 сантиметров.
Если хотя бы один параметр превышает цифры, указанные в ГОСТе, то это нарушение со стороны собственника данного участка дороги, так как нарушены допустимые пределы размера ямы, или выбоины. Собственник обычно, это местная администрация, или муниципальное образование.
Первоочередные действия при повреждении автомобиля из-за ямы на дороге
К оформлению ДТП, в котором пострадал автомобиль из-за некачественного дорожного покрытия, нужно отнестись с особым вниманием.
Доказательства нужно собрать сразу же после аварии: они помогут выиграть дело в суде или получить полную компенсацию от страховой компании.
К сожалению, самостоятельное оформление ДТП в этом случае невозможно: в аварии участвовал только 1 автомобиль. Поэтому нужно вызвать сотрудников ГИБДД — с мобильного по номеру 102, который действует по всей территории РФ.
Когда сотрудники ГИБДД приедут, стоит проследить, чтобы сотрудник обязательно на схеме ДТП зафиксировал яму:
- ее размер;
- глубину;
- форму.
Как и куда обращаться
Виновнику плохого состояния дорог нужно будет отправить досудебную претензию с требованием возмещения ущерба. К претензии приложить акт независимой экспертизы, протокол ДТП и фотографии, которые сделаны незадолго после аварии.
Дорожные службы неохотно идут на досудебное урегулирование дел, поэтому нужно готовиться к тому, что справедливых выплат придется добиваться через суд.
С требованием о возмещении ущерба можно обратиться:
- в муниципалитет — если ДТП случилось на городской улице или в районе поселка или села;
- в районную администрацию — в том числе отвечает за повреждения дорог;
- в дорожные службы, обслуживающие данный участок.
Является ли попадание в яму ДТП
В п. 1.2 ПДД указывается, что ДТП – это процесс, образующийся во время передвижения автомобиля, при котором могут погибать или пострадать граждане, повреждаться машины, строения, грузы или наноситься вред иным путем.
1. Общие положения
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Так как при попадании машины в яму, она находится в движении, а также ей наносится определенный ущерб, связанный с механическими повреждениями, то такая ситуация причисляется к ДТП.
После такого происшествия, нужно вызывать инспектора ГИБДД.
Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна
Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:
- Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
- На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
- Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
- Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
- Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
- Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
- Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.
Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.
В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ. Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.
Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Как оформить ДТП по приезду ГИБДД?
Оформление документов с фотографии будут после оформления документов на месте происшествия. По этой причине важно разобраться, как вести себя на месте после прибытия автоинспекторов.
В первую очередь, контролируйте сотрудника полиции на предмет правильности оформления факта ДТП.
При составлении схемы происшествия важно следить за тем, чтобы в протоколе были чётко прописаны следующие обстоятельства:
- Размеры повреждения дорожного полотна;
- Место нахождения ямы по отношению к краю проезжей части;
- Место расположения машины после попадания в яму;
- След тормозного пути колес;
- Факт не установленных предупреждающих знаков или ограждения.
Если любая из указанной информация отсутствует в схеме места происшествия, тогда надо настоять на том, чтобы сотрудник ГИБДД её пометил.
Перечень бумаг, которые должны быть составлены автоинспектором и в последующем потребуются для получения материальной компенсации, выглядит так:
- справка о случившемся ДТП;
- его схема;
- протокол проведения осмотра места ДТП;
- административный протокол, который составляется на основании статьи КоАП под номером 12.34. Эта статья подразумевает наказание должностных лиц за невыполнение ими требований, способствующих обеспечению безопасности в процессе организации движения во время проведения ремонтных работ на дороге;
- постановление по возбуждению административного дела в отношении дорожной организации и её должностных лиц, которые отвечают за состояние дороги на данном участке.
Кроме того, автовладельцу потребуется акт обследования дорожных условий на месте происшествия. Этот документ составляет сотрудник ГИБДД. Указанный акт включает в себя чёткое описание дорожных условий с мельчайшими подробностями.
Необходимость последнего акта обусловлена тем, что по специфике судебных разбирательств по выплате компенсации, автовладелец обязан предоставить доказательства несоответствия условий на дороге имеющимся требованиям ГОСТов.
Является ли попадание в яму ДТП?
Если вы пробили колесо в яме на дороге, то произошедшее можно на законных основаниях отнести к ДТП. По официальному определению к дорожно-транспортному происшествию относятся любые ситуации, которые возникли в процесс движения и привели к повреждению транспортных средств, сооружений, гибели или ранению людей. Исходя из этого, нужно следовать тому же алгоритму, что и при любой другой аварии.
- Необходимо выставить аварийный знак и включить сигнал аварийной остановки. Может потребоваться освободить проезжую часть, если вы мешаете движению других транспортных средств, и машина остается на ходу. Перед этим обязательно провести самостоятельную фото и видео фиксацию места происшествия.
- Следующим шагом будет звонок в ГИБДД. Сотрудники полиции должны выехать к вам для оформления всех необходимых документов.
- После приезда стражей порядка важно не только зафиксировать все детали ДТП, но и измерить размеры ямы, указать ее на схеме и отметить отсутствие предупреждающих дорожных знаков в протоколе.
- Когда происшествие окажется зафиксированным на месте или в отделении ГИБДД, если вы приехали туда сами, внимательно прочитайте справку. В ней должны быть отражены подробности полученных повреждений и информация о выбоине, ставшей причиной ДТП.
Водители на состояние проезжей части жалуются регулярно и все пытаются разглядеть уплаченный из собственного кошелька дорожный сбор, укатанный в асфальт. Но ямы есть, причем речь не только о дворовых проездах и дорогах местного значения, но также и о скоростных трассах вроде Минской кольцевой автодороги.
Специалисты говорят о неблагоприятной погоде. Перепады температуры и большое количество влаги приводят к разрушению дорожного полотна. В плохую погоду на трассе с интенсивным движением поврежденный участок начинает быстро разрушаться. Дорожники отмечают, что яма глубиной 15 см может образоваться всего за какой-нибудь час.
Не всегда возможно провести серьезные ремонтные работы на большом отрезке автодороги, поэтому дорожные службы действуют точечно: находят яму и заделывают ее латкой. Это временная мера, которая, впрочем, не решает всей проблемы. Даже если латка сама по себе способна выдерживать нагрузки, асфальт в этом месте уже поврежден, целостность его нарушена, и он продолжит разрушаться. И рядом с новой латкой в скором времени может появиться новая яма.
Причем временная латка — это еще не самый плохой вариант. Если речь не идет о скоростной дороге, то может быть выбран другой способ отремонтировать проезжую часть. Наш читатель, к примеру, рассказал, что после его жалобы о яме на улице Макаенка в Минске, ее засыпали песком. У водителей есть опасения, что с учетом погодных условий такое решение не будет эффективным.
Доказательства для суда
Для того чтобы получить компенсацию за причинённый машине ущерб при попадании в яму, необходимо собрать доказательства вины в произошедшем не водителя, а организации, отвечающей за состояние конкретного участка дороги.
Прежде всего следует выяснить и записать координаты не менее двух очевидцев ДТП, сфотографировать или снять на видео место происшествия с помощью подручных технических средств.
На фотографиях важно отобразить:
- координаты места аварии (название улицы, номер дома);
- пострадавшее транспортное средство с государственным номером;
- все видимые механические повреждения;
- дефект дорожного полотна, ставший причиной ДТП;
- общее состояние дороги, тормозной путь;
- отсутствие рядом необходимых ограждений, предупреждающих о наличии ямы или выбоины знаков, правильность их установки и читаемость.
Когда можно получить страховку
Если автолюбитель попал в дорожную яму, фактически он является пострадавшим от ДТП не по своей воле. Однако со страховкой вопрос сложный.
Возьмем, к примеру, ОСАГО. Смысл данного типа страхования состоит в том, чтобы компенсировать ущерб второй, потерпевшей, стороне. Самому получить страховку не получится. Однако в анализируемой ситуации данный вариант имеет право сработать только в одном случае.
Допустим, водитель, попавший в яму, повредил другой автотранспорт в результате вынужденного маневра. Тогда полис ОСАГО пригодится и с помощью него удастся компенсировать ущерб пострадавшему. При этом, собранные документы помогут защититься от регрессных требований.
Другое дело, что страховые выплаты за ущерб от ямы осуществляются в рамках КАСКО, где получить возмещение будет проще. Ведь перечень страховых случаев оговорен в договоре.
Но стоит быть готовым к тому, что не вся сумма восстановительного ремонта будет возмещена. По КАСКО поправка делается на срок эксплуатации автомобиля, его техническое состояние до момента попадания в аварию.
Дорожники «сели в лужу»: как заставить оплатить ремонт провалившейся в яму машины
В Омске дорожную службу обязали оплатить ремонт машины, которая провалилась в полуметровую яму в луже. Водителю не хотели компенсировать полную стоимость ремонта, так как, по мнению местных судов, он мог объехать аварийный участок по другой дороге и тогда бы не попал в ДТП. Верховный суд объяснил, что степень вины дорожников не зависит от того, видно яму или нет. Экономический обозреватель «Вестей ФМ» Павел Анисимов – подробнее. Водители не должны мерить лужи на дороге. Если яма – большая и нет соответствующих предупреждающих знаков, за поломку машины полностью отвечают дорожники. Это подтвердил Верховный суд, разбирая очередной случай, произошедший на разбитой дороге. В Омске водитель въехал в лужу, расположившуюся от бордюра до бордюра. Автомобиль провалился в глубокую яму, которую не было видно под водой. В итоге она залила двигатель. Инспекторы ГИБДД подтвердили, что вины автовладельца в этом нет. Он потребовал от дорожников оплатить ремонт, но местный суд взыскал с них только треть нужной суммы. По мнению судьи, водитель сам проявил грубую неосторожность – полез в лужу, хотя мог поехать в объезд. Местные дорожники объяснили, что в такие ДТП, когда машина проваливается в яму, чаще всего попадают невнимательные лихачи. Хозяева дорогих машин ездят аккуратнее, они редко обращаются в суды.
В дорожном законе есть пункт, на который можно списать любую аварию: при какой-либо опасности водитель должен сбросить скорость, вплоть до полной остановки, объясняет автоюрист Сергей Радько. Но в омской ситуации местные суды явно перестарались, так как разглядеть яму под водой просто невозможно.
РАДЬКО: Под грубой неосторожностью в подобных случаях понимается, например, нарушение правил дорожного движения. То есть, если, допустим, водитель ехал с большой скоростью, не учёл дорожные условия и это способствовало ДТП, то в этом случае в возмещении ущерба может быть отказано. Либо он может быть снижен. Если он никакого пункта правил не нарушил и никакого ограждения не было, то оснований думать, что он знал о наличии ямы в этой луже, тем более такой большой, здесь нет.
По ГОСТу дорожная выбоина 15 на 60 сантиметров и глубиной больше 5 сантиметров должна быть огорожена. Яма, в которую влетел водитель из Омска, была в 10 раз глубже нормы. Об этом напомнил Верховный суд, отправляя дело о компенсации на пересмотр. Водитель не обязан объезжать лужу, если нет ограждения или указателя «Объезд». В таких случаях можно смело подавать в суд на дорожников за разбитую машину. Но ремонтники тоже хитрят: ставят знак «Неровная дорога» ближайшие 5 – 15 километров. Подъезжая к такому участку, водитель должен понимать, что здесь выбоины – «в законе», говорит Сергей Радько, и пробитое в яме колесо никто не оплатит.
РАДЬКО: Если есть знак «Неровная дорога» и какое-то ограничение скорости, то в этом случае, если водитель этого не учёл и поехал дальше, тогда можно говорить о наличии в его действиях неосторожности, которая могла повлечь ущерб. Но если этих ограничений не было, то водитель не должен был полагать, что эта дорога ГОСТу не соответствует, есть какие-то скрытые под водой выбоины, открытые колодцы и т.п.
Наличие разбитых в дорожном провале деталей должен зафиксировать инспектор ГИБДД. Он составит справку о ДТП и дефектах дороги. Но всё, что меньше 5 сантиметров – это не яма. Юристы предупреждают: нередко инспекторы выносят определение об отказе в возбуждении дела. То есть, если водитель куда-то попал колесом – значит сам виноват, был неосторожен. В суде надо доказать, что автомобилист попал в ДТП из-за ямы неумышленно и физически не мог его избежать. Полис ОСАГО такие случаи не покрывает, да и по каско не всегда можно получить компенсацию.