Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый порядок проведения медосмотров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Исходя из названия, можно предположить, что послерейсовые осмотры проводятся по окончании перевозки. Они обязательны лишь для тех водителей, которые транспортируют опасные грузы и пассажиров.
Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые угрожают здоровью или жизни человека.
Проходить предрейсовый медосмотр водителей нужно в самом начале рабочего дня. Исключением являются шоферы экстренных служб (скорая помощь, полиция и т.д.). Перед вызовом им не нужно посещать медика.
Внимание! Несоблюдение требований, предъявляемых к порядку проведения послерейсовых осмотров, чревато штрафами.
Особенности процедуры послерейсового осмотра:
- Проводится в конце рабочего дня для установления устойчивости организма к нагрузкам.
- Организуется и финансируется работодателем.
- Проводится медиками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим сертификатом.
Когда проводят медицинский осмотр
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.
Административная ответственность за нарушения Порядка предрейсовых медицинских осмотров
КоАП РФ Статья 12.32 Допуск к управлению водителя, находящегося в состоянии опьянения |
||
1 | на ответственных за техсостояние и эксплуатацию тс | 20 000 р. |
2 | на юридических лиц | 100 000 р. |
КоАП РФ Статья 11.32 Нарушение порядка проведения предрейсовых или послерейсовых |
||
1 | на граждан | 1000 – 1500 р. |
2 | на должностных лиц | 2000 – 2500 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 – 50 000 р. |
4 | на индивидуальных предпринимателей | 30 000 – 50 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.27 ч. 3 Невыполнение требования о запрещении употреблять алкоголь, наркотические |
||
1 | на водителя, нарушившего ПДД (ТС подлежит аресту) | 30 000 р. + лишение на 1,5-2 года вод. прав |
КоАП РФ Статья 5.27.1 Допуск к упр. ТС без знаний требований охр. труда, обязательных предрейсовых медосмотров в начале раб. дня (смены), психиатрических освидетельствований, при наличии противопоказаний |
||
1 | на должностных лиц | 15 000 – 25 000 р. |
2 | на ИП | 15 000 – 25 000 р. |
3 | на юридических лиц | 110 000 – 130 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 2 Перевозока пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров |
||
1 | на граждан | 3 000 р. |
2 | на должностных лиц | 5 000 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 р. |
КоАП РФ Статья 12.31.1 ч. 3 Перевозка пассажиров и багажа, грузов с нарушением требований о проведении предрейсового контроля тех. состояния ТС |
||
1 | на граждан | 3 000 р |
2 | на должностных лиц | 5 000 р. |
3 | на юридических лиц | 30 000 р |
Предрейсовые медосмотры водителей в 2021 году: нововведения
Так как уже за последние несколько лет требования к водителям и работодателям усилились, стоит обсудить основные нововведения.
Для правильного проведения предрейсовых медицинских осмотров в 2021 году работодатель должен руководствоваться одновременно несколькими положениями ныне действующего законодательства.
Основные положения норм, которые регулируют деятельность частных предпринимателей и автотранспортных предприятий, претерпели изменения в мае 2015 г, но они по-прежнему имеют законодательную силу.
Такие положения не противоречат друг другу, они сходятся в одном: все результаты обследований необходимо в обязательном порядке зафиксировать в специальном журнале.
Теперь применение журнала регистрации предрейсовых предсменных медицинских осмотров водителей обязательно. При этом рекомендуемая форма журнала регистрации присутствует только лишь в приказе Минздрава СССР № 555.
Произошедшие перемены также коснулись увеличения количества процедур, требуемых для прохождения водителя:
- предрейсовый осмотр;
- перед выходом на смену необходим осмотр шофера за рулем;
- по окончанию рейса водитель также обязан пройти медосмотр;
- уходя со смены, шоферу следует отметиться у медика.
Многие считают, что нововведения чересчур жесткие, однако они основываются на реальной необходимости, которую диктует практика. А она ярко свидетельствует о том, что любое нарушение прохождения медосмотра водителей может привести к ДТП и человеческим жертвам.
Произошли также и изменения в отношении определенных категорий работников, которым теперь потребуется проходить медосмотр. Так, новый приказ предусматривает необходимость прохождения предрейсовых медосмотров для всех водителей, помимо шоферов машин экстренных служб (им нужно проходить только предсменные медосмотры).
Кроме того, послерейсовый медосмотр обязателен для водителей, осуществляющих перевозку пассажиров или опасных грузов.
Нужно ли проходить директору медосмотр? Минздрав предписывает проходить как предрейсовые, так и послерейсовые осмотры индивидуальным предпринимателям, которые самостоятельно занимаются услугами по перевозке.
Помимо вышерассмотренных положений о предрейсовых медосмотрах, новый приказ Минздрава устанавливает следующее:
- Предрейсовые медосмотры проводятся прямо перед началом смены для обнаружения опасных или вредных факторов, либо состояния здоровья водителя, которое может препятствовать ему выполнять трудовую функцию;
- Предрейсовые медосмотры организуются и финансируются работодателем;
- Предрейсовый медосмотр проводят медработники необходимой квалификации, которые работают в штате фирмы или представляют стороннюю медицинскую организацию с соответствующей лицензией.
Новое в порядке проведения медосмотров.
В новом Порядке (в отличие от Порядка № 302н) перечислены работники конкретных отраслей, на которые он распространяется. Это работники:
-
занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
-
занятые на работах, связанных с движением транспорта;
-
пищевой промышленности;
-
общественного питания и торговли;
-
водопроводных сооружений;
-
медицинских организаций и детских учреждений;
-
некоторые другие, проходящие указанные медосмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Правила организации проведения послерейсовых медосмотров
Обязанность организовать медицинское освидетельствование и оплатить его стоимость целиком и полностью возложена на работодателя. При этом время, которое водители тратят на эти обязательные процедуры, учитывается как рабочее и оплачивается в соответствии со средней ставкой на данном предприятии для данного работника.
Правом осуществлять деятельность по проведению послерейсовых медосмотров обладают только медицинские работники с соответствующей лицензией. Местом проведения может быть аккредитованное медучреждение, а также непосредственно территория предприятия, оснащенная в соответствии с правилами, изложенными в приказе Минздрава России №835н от 15.12.2014 г. То есть компания обязана при отказе от услуг медучреждений нанять в штат медработника с лицензией и оснастить ему рабочее место в соответствии с отраслевыми нормативами.
Услуги мобильных пунктов компании «МедТехРейс» – это удобно и выгодно. Наши клиенты получают медосмотры водителей в удобном месте в соответствии с заранее согласованным графиком. При этом отчетность руководителю о проведенных мероприятиях предоставляется как в стандартном виде, так и в электронном – в современном мобильном приложении.
Цель проведения процедуры
Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.
После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.
Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.
Алгоритм стандартного прохождения медицинского контроля
Процедура регламентируется Приказом Минзрдрава и состоит из следующих этапов:
- опрос о физическом самочувствии;
- визуальное обследование кожи и слизистых оболочек на предмет обнаружения травм, повреждений, сыпи, свидетельствующей об инфекционном заболевании и т. д.;
- замер температуры, систолического и диастолического артериального давления, пульса. При отклонении показателей от нормы измерение может быть проведено ещё 2 раза с интервалом 20 минут;
- выявление признаков любого типа опьянения или его остаточных явлений:
- объём алкогольных паров в дыхании — посредством алкотестера,
- анализ мочи, если при отсутствии алкоголя по тесту на приборе у гражданина присутствуют визуальные и поведенческие признаки опьянения (независимо от его вида).
Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий
Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:
- проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
- измерение его температуры и давления;
- визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
- расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.
Штраф за отсутствие отметки о предрейсовом контроле
Штраф за нарушение правил прохождения предрейсового технического осмотра предусмотрен статьей 12.311 КоАП:
3. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсового контроля технического состояния транспортных средств —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере трех тысяч рублей; на должностных лиц — пяти тысяч рублей; на юридических лиц — тридцати тысяч рублей.
Обратите внимание, наказание накладывается:
- на водителя — 3 000 рублей,
- на контролера — 5 000 рублей,
- на юридическое лицо или ИП — 30 000 рублей.
Психиатрическое освидетельствование
Статьей 213 ТК РФ определено, что работники, эксплуатирующие автомобильный транспорт, должны проходить обязательное психиатрическое освидетельствование раз в пять лет. Например, такое освидетельствование проходят работники военизированной охраны, служб спецсвязи и других ведомств и служб, которым разрешено ношение и применение огнестрельного оружия, а также водители .
Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 N 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (вместе с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности) (далее — Перечень).
Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 695 (далее — Правила).
Цели осмотра после рейса
Осмотр после смены требуется, если за рабочий день водитель совершает несколько выездов.
Послерейсовые медицинские осмотры водителей нужны для фиксации изменений в состоянии здоровья водителей в процессе работы. Если показания стали хуже, можно говорить о негативном влиянии деятельности на здоровье. Медосмотры после рейса позволяют выявить, употребляет ли водитель за рулем алкоголь или запрещенные препараты.
Цели проведения:
- контроль состояния здоровья;
- оценка физических показателей;
- установление устойчивости организма к высоким физическим и эмоциональным нагрузкам;
- выявление факта употребления запрещенных веществ за рулем.
Алгоритм выполнения схож с организацией мероприятия перед выездом. Медицинский сотрудник рассматривает жалобы водителя, анализирует состояние кожи, глаз, оценивает общее самочувствие. Он проводит измерение температуры тела, давления, пульса, устанавливаются признаки употребления спиртного или запрещенных психотропных препаратов. После этого врач оформляет путевой лист.
Когда послерейсовый осмотр водителей будет завершен, врач заполняет журнал медосмотров с фиксацией ФИО водителя, времени выполнения манипуляции, результатами осмотра. Составляется медицинское заключение. После внесения всех необходимых сведений медицинский сотрудник ставит свою подпись.
Процедура является обязательной, ее невыполнение грозит штрафами руководителю организации и всем лицам, которые ответственны за выпуск водителей на смену. Чтобы избежать подобных последствий, рекомендуется обратиться в психиатрическую клинику доктора Шурова для получения услуги. Наши врачи имеют опыт работы в проведении предрейсового и послерейсового осмотра. Обращайтесь в нашу клинику по телефону и мы ответим на все интересующие вопросы.