Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная поддержка семей, воспитывающих детей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Кому положена трудовая пенсия
В Беларуси можно получать либо трудовую, либо социальную пенсию. Размер трудовой пенсии значительно выше социальной, для ее получения необходимо:
- достичь установленного законодательством возраста;
- иметь трудовой стаж — женщинам 20, мужчинам 25 лет;
- выработать определенный законом страховой стаж.
Страховой стаж — это срок, на протяжении которого человек платил взносы в Пенсионный фонд (соответствующими удержаниями из зарплаты занимается бухгалтерия предприятия-нанимателя). Также к нему может относиться время, на протяжении которого гражданин занимался видами деятельности, определенными законодательством.
Не стоит путать понятия трудового и страхового стажа. В первом случае речь идет о более широком понятии; от него может зависеть сумма трудовой пенсии, но только страховой стаж дает право на ее получение. Иначе говоря, если у вас достаточно трудового стажа, но не хватает страхового — будете получать только социальную пенсию. Она назначается позже трудовой: мужчинам с 65 лет, женщинам с 60 лет. Ее размер — 50% прожиточного минимума, сейчас это 123,39 руб.
Ниже перечислены виды деятельности, которые входят в трудовой стаж, но не включаются в страховой:
- армейская служба;
- уход за лицами, которые в нем нуждаются: престарелый человек старше 80 лет, инвалид, ребенок-инвалид;
- обучение в ССУЗах и ВУЗах на дневной форме;
- декретный отпуск;
- получение пособия по безработице.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
В отличие от граждан России, пенсионные отчисления белорусов не разделены на страховые и накопительные. Каждый работающий в Белоруссии ежемесячно делает взносы в ФСЗН. Из этих средств государство выплачивает пенсии, пособия и иные социальные выплаты нетрудоспособным лицам.
До 1 января 2017 года пенсионерами считались мужчины, достигшие 60 лет, женщины – 55 лет. Они получали право на трудовую пенсию. Для ее оформления необходимо «наработать» определенное количество лет стажа с обязательными отчислениями. В случае недостаточного периода работы человек получает социальную выплату, равную половине прожиточного минимума.
Такая система существовала в Белоруссии со времен Советского Союза. Однако современный уровень жизни, улучшение качества медицины, увеличение продолжительности жизни уже не позволяют относить нынешних мужчин и женщин, достигших 60 и 55 лет соответственно, к пожилым и не способным продолжать трудовую деятельность. Кроме того, при падающем уровне рождаемости появляется риск дефицита трудоспособного населения.
Число пенсионеров растет, государству необходимо принимать меры по их обеспечению. Следуя международной практике, правительство Белоруссии выбрало наиболее демократичный и гуманный вариант – повысить пенсионный возраст. Программа предусматривает ежегодное увеличение возраста выхода на заслуженный отдых на 6 месяцев до 2022 года.
Полугодовые увеличения относятся не только к возрасту. В таком же порядке повышается минимальный трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии. В 2017 году он составлял 15 лет.
В связи с пенсионной реформой по увеличению пенсионного возраста порядок назначения и выплаты пенсии в Белоруссии уже в 2018 году кардинально изменился. И теперь ежегодно он претерпевает установленные законом корректировки.
Правовые гарантии для семей, воспитывающих детей, в области трудового законодательства
Нормы, регулирующие права лиц с семейными обязанностями в трудовых отношениях, заложены в Трудовом кодексе Республики Беларусь. Основные трудовые гарантии распространяются на обоих родителей, в том числе на мачеху и отчима.
Одна из основных норм — отпуск по уходу ребенком до достижения им возраста 3 лет. На законодательном уровне предоставлено право семье самостоятельно определять, кто из работающих родителей будет осуществлять уход за ребенком и соответственно находиться в таком отпуске. Система предоставления отпуска гибкая — его можно разделить на части любой продолжительности.
Предусмотрено право работающих матери или отца на свободные от работы дни, оплачиваемые в размере средней заработной платы:
- воспитывающим ребенка-инвалида до 18 лет — на один дополнительный выходной день в месяц, оплачиваемый за счет средств государственного социального страхования;
- воспитывающим троих и более детей до 16 лет (ребенка-инвалида до 18 лет) — на один дополнительный выходной день в неделю, оплачиваемый за счет средств нанимателя.
Установлена обязанность нанимателя запланировать трудовой отпуск работникам, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, — в период этого отпуска.
Предусмотрено обязательное продление срока контракта:
- с работающей женщиной, находящейся в отпуске по беременности и родам, матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, — не менее чем до окончания указанных отпусков;
- с матерью (отцом ребенка вместо матери, опекуном), приступившей к работе до или после окончания отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, с согласия — не менее чем до достижения ребенком возраста 5 лет.
Для обеспечения гендерного паритета в семье в Трудовой кодекс Республики Беларусь внесены следующие новации (вступили в силу с 28 февраля 2020 года):
- предоставление отцу (отчиму) кратковременного отпуска при рождении ребенка по его заявлению (до 14 дней в первые 6 месяцев после рождения ребенка);
- право выбора трудового отпуска в летнее время у отцов (отчимов), воспитывающих ребенка с инвалидностью в возрасте до 18 лет;
- предоставление отцу (отчиму), воспитывающему двоих и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет), права использования трудового отпуска до истечения 6 месяцев работы у нанимателя;
- распространение гарантий, предусмотренных для работающих женщин-матерей, на работающих одиноких родителей, воспитывающих детей.
В целях совмещения профессиональных и родительских функций в Трудовом кодексе Республики Беларусь урегулированы вопросы, связанные с дистанционной занятостью.
Льготы для многодетной семьи в 2022 году: изменения
включение многодетной семьи в льготную программу покупки недвижимости в ипотеку, которые реализуются крупнейшими российскими кредитными компаниями. К примеру, по условиям программ поддержки социальных категорий граждан «Молодая семья», «Доступное жилье», семья может купить квартиру по льготной кредитной ставке непосредственно у фирмы-застройщика.
предоставление по договору найма социальной квартиры или дома для многодетной семьи: обратившись в профильное ведомство местного муниципалитета, многодетная семья может подать заявку на выделение льготного жилья. Для этого ей придется подтвердить статус малоимущей семьи, в которой все ее члены являются зарегистрированными на одной жилплощади гражданами РФ, при этом, никто из них не владеет объектами недвижимости, а индивидуальная площадь, по прописке отводящаяся каждому жильцу – меньше санитарных норм.
Минский район — действительно привлекательное место для тех, кто хочет построить свой дом. Поэтому участки здесь продают с аукциона, выжимая из людей во время торгов порой очень внушительные суммы за каждую сотку. Впрочем, закон, определяя Минский район как аукционную зону, имеет и «лирическое отступление»: «Без проведения аукциона земельные участки для строительства и обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов в населенных пунктах, расположенных в пригородных зонах г. Минска предоставляются гражданам Республики Беларусь — членам многодетных семей, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, — в частную собственность без внесения платы за земельный участок». То есть, по сути, Мамедовы просят лишь исполнить указ президента №667.
Обязательным условием для назначения трудовой пенсии является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет ФСЗН (страховой стаж).
С 1 января 2023 г. в Беларуси минимальный страховой стаж, который гарантирует назначение трудовой пенсии, будет повышен до 19 лет (в 2022 г. – 18,5 лет).
К 2025 г. запланировано повышение минимального страхового стажа до 20 лет.
Периодически на разных площадках возникают дискуссии насчет включения в страховой стаж дополнительных видов деятельности, кроме работы с уплатой страховых взносов. Например, в 2020 г. установили, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца, т.е. пенсионному страхованию. Взносы в ФСЗН за них поступают за счет средств республиканского бюджета. Соответственно, с 2020 г. в страховой стаж включают срочную службу в армии.
Но многие другие инициативы пока заблокированы: включение в страховой стаж периодов получения высшего образования, времени декретного отпуска. Позиция регулятора высказана четко: нет вливаний в ФСЗН – нет права на пенсию.
Если страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту не хватает, может быть назначена только социальная пенсия.
Об это рассказала министр труда и социальной защиты Ирина Костевич. По ее словам, основные новшества коснутся многодетных матерей и инвалидов.
Со следующего года будет увеличен период, который может включаться в общий стаж в связи с уходом за детьми в возрасте до трех лет. Он поднимется с 9 до 12 лет. Воспользоваться новой нормой смогут матери с четырьмя или более детьми. При этом она распространяется и на тех женщин, которые уже находятся на пенсии. В общей сложности, новшество затронет около 70 тысяч женщин.
Также законопроект облегчит инвалидам доступ к трудовой пенсии по возрасту. Для людей, которые находились на первой или второй группе не менее 10 лет, снизят требуемый страховой стаж на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. Если же человек находился на инвалидности 21 год и более, то для трудовой пенсии будет достаточно пяти лет страхового стажа.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:
- солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
- накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
- условно-накопительная — взносы на страхование.
Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:
- трудовые — фонд соцзащиты;
- профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
- по инвалидности — обязательное страхование;
- социальные — бюджет.
Стаж для выхода на пенсию
В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:
Год | Возраст (мужчины), лет | Возраст (женщины), лет | Минимальный стаж работы, лет |
2017 | 60,5 | 55,5 | 16 |
2018 | 61 | 56 | 16,5 |
2019 | 61,5 | 56,5 | 17 |
2020 | 62 | 57 | 17,5 |
2021 | 62,5 | 57,5 | 18 |
2022 | 63 | 58 | 18,5 |
2023 | 63 | 58 | 19 |
2024 | 63 | 58 | 19,5 |
2025 | 63 | 58 | 20 |
Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.
С 1 ноября вслед за БПМ вырастут пенсии и пособия
- Пенсия по возрасту – это трудовая пенсия, выплачиваемая пожизненно.
- Пенсия по возрасту полагается людям, которые достигли определенного возраста, закрепленного законодательством. Обязательное условие – трудовой опыт – 25 и 20 лет (для мужчин и женщин соответственно).
- Основной закон, регулирующий право на пенсию по возрасту, – Закон РБ «О пенсионном обеспечении».
- Средняя пенсия по возрасту в 2021 году – 545 рублей.
- Минимальная пенсия по возрасту с 1 ноября 2021 года – 72 рублей. К ней полагается доплата размером в 208,04 рублей. Итоговая сумма – 280,04 рубль.
С 2016 года в Белоруссии поднимается пенсионный возраст, к 2022 году мужчины будут выходить на пенсию в 63 года, женщины в 58 лет. В 2020 году — в 62 и 57 лет, в 2021 году — в 62,5 и в 57,5 лет соответственно.
Трудовая пенсия и пенсия за выслугу лет выплачивается только при наличии минимального трудового стажа: 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин.
Трудовая пенсия по инвалидности и в случае потери кормильца расчитывается по льготным требованиям относительно стажа.
Обязательно иметь необходимый страховой стаж, который повышается и составляет:
- на 2020 год — 17,5 лет;
- на 2021 год — 18 лет;
- на 2022 год — 18,5 лет;
- на 2023 год — 19 лет;
- на 2024 год — 19,5 лет;
- с 2025 года — 20 лет.
Категории лиц, которым достаточно 5 лет страхового стража:
- родители детей-инвалидов;
- инвалиды с детства;
- многодетные матери, родившие более 5 детей;
- инвалиды войны;
- матери военнослужащих, погибших при исполнении;
- лилипуты и карлики.
Категории лиц, которым достаточно 10 лет страхового стажа:
- осуществляющие социально-значимые виды деятельности при общем трудовом стаже 40 лет — у мужчин, 35 лет — у женщин;
- прошедшие военную службу сроком не менее 10 лет (без учета отпуска по уходу за детьми) и имеющим общий стаж работы не менее 25 лет — у мужчин и 20 лет у женщин.
Продолжительность общего стажа влияет на размер пенсии. Максимальное значение у мужчин — 45 лет, у женщин — 40 лет.
В общий стаж входят периоды:
- армейской и военной службы;
- уход за детьми до 3 лет (учитывается общий период не более 9 лет);
- уход за инвалидом первой группы;
- уход за лицом старше 80 лет;
- получение любого вида гос. образования в дневной форме;
- получение пособия по безработице (учитывается период не более 6 месяцев).
Льготы для пенсионеров
Существуют и определенные льготы пенсионерам. Подобные меры применяются из-за социальной уязвимости данной категории. Размер выплат небольшой, поэтому людям на заслуженном отдыхе может понадобиться помощь государства в поддержании уровня жизни и здоровья на оптимальном уровне.
Для получения льгот необходимо предоставлять пенсионное удостоверение, а также документы, подтверждающие определенную принадлежность гражданина. Всем пенсионерам предлагаются следующие виды льгот:
- Скидки в размере 50 % при приобретении билетов на электричку, а также на пригородный автомобильный и водный транспорт. Льгота предоставляется в период с мая и по конец сентября, для снижения расходов во время дачного сезона.
- Льготы при выплатах за ЖКХ услуги. В данном случае площадь не имеет значения, но важно, чтобы на территории пенсионер был зарегистрирован один.
- Не требуется платить налог на недвижимость по капитальному строительству.
При обращении в нотариальную контору предлагается скидка в 50 % при оплате государственной пошлины.
Предусмотрены и определенные скидки для пенсионеров, имеющих инвалидность:
- 90 % скидки предоставляется на лекарства, которые приобретаются в государственных аптеках по рецепту лечащего врача.
- Протезирование в государственных клиниках также предоставляется бесплатно, но при применении недорогостоящих материалов.
- 50 % скидки предоставляется на оплату использования жилых помещений и стоимости техобслуживания.
- Бесплатно предоставляется и специальное медицинское оборудование, которое требуется для реабилитации и нормальной жизнедеятельности.
- В первую очередь предоставляется жилье пенсионерам-инвалидам, имеющим открытую форму туберкулеза.
- По врачебным показаниям может бесплатно предоставляться и санаторно-курортное лечение. При необходимости путевка может предоставляться и лицу, ухаживающему за больным.
- Гаражи и дачи, располагающие не по месту проживания пенсионера, не облагаются налогом.
- Не берется и плата за земельные участки, если на жилой площади не зарегистрированы граждане предпенсионного возраста.
- Для пенсионеров уменьшается и транспортный налог.
Некоторые пенсионеры могут рассчитывать на предоставление дополнительных льгот в зависимости от специфики работы, определенных заслуг и стажа. На льготы могут рассчитывать ветераны войны, герои труда, сотрудники прокуратуры и органов МВД.
Пенсионерам старше 80 лет полагается надбавка в размере 50 % от минимальной пенсии.
Почему в 2023 году нельзя выйти на пенсию по возрасту
До пенсионной реформы в 2023-м на пенсию по возрасту могли выйти женщины 1968 года рождения и мужчины 1963 года рождения. Однако в России с 2019-го идет пенсионная реформа, которая должна увеличить пенсионный возраст на пять лет.
Чтобы это происходило постепенно, с 2019 по 2028 год введен переходный период. Сначала возраст выхода на отдых поднимали на полгода (для мужчин, например, в 2018 году он составлял 60 лет, а в 2019-м — уже 60,5 года).
«До 2022 года включительно предоставлялась специальная льгота: пенсии назначались на полгода раньше нового пенсионного возраста. То есть:
- в 2019 и 2020 годах на пенсию вышли женщины 1964 года рождения (в 55,5 года) и мужчины 1959 года рождения (в 60,5 года);
- в 2021-м и 2022-м — женщины 1965 года (в 56,5 года) и мужчины 1960 года (в 61,5 года)».
Во сколько лет белорусы выходят на пенсию?
Начиная с 11.04.2016 года, когда президент подписал указ «О совершенствовании пенсионного обеспечения», пенсия в Беларуси наступает на три года позже. Так, к 2023 году возраст пенсионера будет достигать 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Если обратиться к общемировой практике, то средний возраст для пенсионеров находится в пределах от 60 до 65 лет.
Чтобы обеспечить госбюджет финансами для уплаты пенсий и пособий по нетрудоспособности, на протяжении всей трудовой деятельности с зарплаты каждого человека удерживают 1% в белорусский пенсионный фонд. Кроме того, само предприятие отчисляет определенный процент в фонд социальной защиты.
Как показала практика, этих отчислений недостаточно из-за постоянно растущего в государстве количества людей, возраст которых достигает пенсии. Тем более что многие граждане для начисления пенсии в Беларуси не утрачивали своей трудоспособности и продолжали работать дальше. Чтобы поддержать пенсионный фонд, было принято решение увеличить возраст населения Беларуси для начисления пенсий.
Чтобы каждый гражданин самостоятельно смог разобраться и рассчитать свой уход на отдых по возрасту, была предложена специальная таблица, расписанная по годам с учетом даты рождения. Согласно реформе, возраст выхода белорусского населения на пенсию с 01.01. 2017 года до 31.12. 2022 года с каждым годом увеличивается на 6 месяцев.
Размеры пенсионных выплат
Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.
Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.
Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.
Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.
Социальные пособия составляют 217 рублей. Самые низкие выплаты в Гомельской области – 174 рубля.
Размер социальной пенсии в Беларуси регулярно пересчитывается с учетом инфляции. Это делается примерно раз в год. Расчеты производятся с учетом прожиточного минимума. Предусмотрены и определенные надбавки к пенсии. Для пенсионеров старше 80 лет были сделаны доплаты в размере 45 рублей, что составляет 25 % от среднего значения.
Когда можно выйти на пенсию
С 2017 г. до 31.12.2022 г. в РБ ежегодно пенсионный возраст возрастает на полгода.
Следовательно, с 2020 года на пенсию выходят женщины от 57 лет, и мужчины от 62 лет. Через год пенсионеркой можно будет стать по достижении 57,5 лет, а пенсионером — 62,5 лет. Завершится реформа 31 декабря 2022 года, когда женщины смогут получать пенсию с 58 лет, а мужчины — с 63 лет.
Дата рождения | Пенсионный возраст (лет) | Период выхода на пенсию | ||
мужчины | женщины | мужчины | женщины | |
01.01-30.06.1957 | 01.01-30.06.1962 | 60,5 | 55,5 | 01.07-31.12.2017 |
01.07-31.12.1957 | 01.07-31.12.1962 | 61 | 56 | 01.07-31.12.2018 |
01.01-30.06.1958 | 01.01-30.06.1963 | 61,5 | 56,5 | 01.07-31.12.2019 |
01.07-31.12.1958 | 01.07-31.12.1963 | 62 | 57 | 01.07-31.12.2020 |
01.01-30.06.1959 | 01.01-30.06.1964 | 62,5 | 57,5 | 01.07-31.12.2021 |
01.07-31.12.1959 и младше | 01.07-31.12.1964 и младше | 63 | 58 | 01.07-31.12.2022 |