Правила подачи жалоб и рассмотрения дел в КС РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила подачи жалоб и рассмотрения дел в КС РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Жалоба в КС РФ подается через Секретариат Конституционного Суда, который подвергает полученную жалобу изучению на предмет выявления ошибок. Причем Конституционный суд, в отличие от судов первой инстанции, крайне не лоялен к ошибкам и неточностям в жалобе. Наличие лакун в оформлении влечет за собой отказ в приеме и возврат жалобы заявителю.

  • Конституционный Суд РФ не является судом четвертой инстанции, не пересматривает дела заново, не исследует доказательства и не дает им оценку, но лишь проверяет конкретную норму права, примененную в конкретном деле, на соответствие Конституции РФ;
  • оспариваемая норма права должна быть обязательно применена в конкретном деле заявителя жалобы;
  • оспариваемая норма права должна обязательно затрагивать конституционно закрепленные права и свободы гражданина;
  • жалоба должна быть подана в Конституционный Суд РФ в срок не позднее одного года после рассмотрения дела в суде;
  • признание Конституционным Судом РФ закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции РФ, является основанием для пересмотра этого дела по новым обстоятельствам.

Способы и порядок подачи заявления в КС РФ

Жалобу в Конституционный суд можно подать несколькими способами:

  • лично, посетив приемную судебной инстанции;
  • отправив по почте, но это можно сделать только в виде заказного письма с описью вложения, объявленной ценностью и уведомлением о получении;
  • в электронном виде, что можно сделать через личный кабинет на сайте КС РФ.

Те, кто выбрал способ подачи в электронном виде, смогут через личный кабинет отслеживать ход рассмотрения жалобы. Перед тем как иск попадет к судье, работники секретариата будут проверять его на достоверность сведений и правильность оформления жалобы. Для этого им дается 3 рабочих дня.

Если сотрудники секретариата обнаружили ошибку в заявлении, то истцу дается возможность ее исправить. Но если гражданин не реагирует на требования представителей КС, то его обращение аннулируется.

На подготовку к судебному заседанию у заявителя будет 3 месяца – именно столько обычно приходится ждать после регистрации жалобы. Сам процесс рассмотрения дела может длиться несколько часов. Если судьи выносят положительный вердикт, то это приводит к таким последствиям:

  • норма, которая оспаривалась, признается обжалованной и утрачивает силу;
  • аннулируется постановление суда другой инстанции или отдельные пункты вердикта;
  • принимается новый нормативный акт;
  • инициируется пересмотр какого-либо дела на основании статей Конституции.

К направляемому в Конституционный Суд РФ обращению прилагаются:

1. Текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

2. Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;

3. Документ об уплате государственной пошлины. В соответствии со ст. 333.23 НК РФ государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

1) по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ:

а) при направлении запроса или ходатайства — 4 500 рублей;

б) при направлении жалобы организацией — 4 500 рублей;

в) при направлении жалобы физическим лицом — 300 рублей.

2) по делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

а) при обращении организации — 3 000 рублей;

б) при обращении физического лица — 200 рублей.

4. Перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы и материалы.

Обращение и прилагаемые к нему документы и иные материалы представляются в Конституционный Суд РФ с копиями в количестве 30 экземпляров. Граждане представляют необходимые документы с копиями в количестве 3 экземпляров.

Нормативное регулирование

Рассматривая нормативное регулирование подачи обращения гражданами Российской Федерации, стоит отметить то, что такой запрос (жалоба или ходатайство) должен быть подан только в строгом соответствии с нормами действующего законодательства. Актами нормативного характера, которые регулируют отдельные аспекты вопросов, связанных с созданием и подачей обращений в Конституционный Суд РФ, в настоящее время являются:

  • Конституция РФ.
  • ФЗ «О Конституционном Суде».
  • Налоговый кодекс РФ.
Читайте также:  Льготы на транспортный налог для ветеранов труда в 2023 году

В некоторых индивидуальных случаях процесс может быть регламентирован и некоторыми другими актами, в зависимости от того предмета, по отношению к которому создается обращение.

При составлении таких обращений заявители могут ссылаться не только на привычные источники законных норм, но также и на другие акты, в числе которых нередко присутствуют:

  • ссылки на иностранную практику в аналогичных процессах;
  • правовые позиции Конституционного Суда.

После какой инстанции можно обратиться в Конституционный суд РФ?

О том, после какой инстанции можно обратиться в Конституционный суд РФ, соответствующий закон не содержит указаний. Однако, одним из оснований для обращения в Конституционный суд РФ является завершенность рассмотрения дела, т.е., что дело рассмотрено.

Согласно складывающейся практике, Конституционный суд РФ отказывает в принятии жалобы, если рассмотрение дела не завершено.

Как можно заметить из постановлений Конституционного суда РФ, кто-то обращается в данный суд после того, как дело рассмотрено Верховным судом РФ, а кто-то – после апелляционного решения суда. Гражданин может обратиться в Конституционный суд РФ после вынесения решения судом первой инстанции, но в этом случае необходимо будет, чтобы решение суда вступило в законную силу.

Целесообразнее обжаловать решения судов первой инстанции, а после вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции принимать решение о необходимости подачи жалобы в Конституционный суд РФ.

Требуем официальный письменный отказ. От администрации учреждения, в котором лежит тело. И от представителей частной конторы. Если таковая ведёт с вами диалог.

В письменном отказе должны быть прописаны конкретные основания. Номера приказов и т.п. Желательно, постановления местных органов самоуправления.

Обязательно все это проверьте. Если ничего нет, то сразу пишем заявление в полицию и обращаемся в прокуратуру. Там уже разберутся что делать.

Если в письменном отказе будут ссылки. На какие-то приказы и т.п. То требуем выписки из приказов, и других документов, подтверждающих обоснованность требований.

Снимайте копии со всех полученных бумаг. И передавайте их нотариально заверенные копии. А не подлинники.

В каком виде составлять

Подача конституционной жалобы является крайней мерой, перед обращением в эту инстанцию сторона, проигравшая дело, уже испробовала все доступные варианты обжалования резолюции суда. Основания для написания соответствующего документа в Конституционный суд следующие:

  • После вынесения решения суда первой инстанции по предъявленному ранее иску прошло не менее одного года.
  • Заявитель уже пытался обжаловать принятое решение через районный суд или апелляционный суд второй инстанции и везде получил отказ в положительном решении по своему вопросу. То же касается и отвергнутой судом кассационной жалобы.
  • Резолюция по гражданскому делу или административное постановление о дисциплинарном наказании реально противоречит защите конституционных прав граждан, так как для обращения в Конституционный суд необходимо доказать именно это нарушение.

Исчерпание внутригосударственных средств судебной защиты

Под исчерпанием внутригосударственных средств судебной защиты понимается подача кассационной жалобы в суд максимально высокой для данной категории дел инстанции или, в случае если вступившие в силу судебные акты по данной категории дел подлежат обжалованию только в надзорном порядке, надзорной жалобы, если судебный акт, в котором был применен оспариваемый НПА, был предметом кассационного или надзорного обжалования в связи с его применением, а подача кассационной или надзорной жалобы не привела к устранению признаков нарушения прав лица.

Например, таким исчерпанием не признается представление в Конституционный Суд РФ только решений судов первой и апелляционной инстанций.

Конституционный Суд РФ может признать внутригосударственные средства судебной защиты исчерпанными также в случае, если сложившаяся правоприменительная практика суда, решение которого обычно исчерпывает такие средства по соответствующей категории дел, или официальное толкование оспариваемого НПА, данное в разъяснениях по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства РФ, свидетельствует о том, что иное применение оспариваемого НПА, чем имевшее место в конкретном деле, не предполагается (п. 3 ст. 97 Закона N 1-ФКЗ; Определение Конституционного Суда РФ от 28.12.2021 N 2686-О).

В каких случаях возможна подача жалобы

Следует знать, что обращение в Конституционный суд составляется по строгим правилам. Кроме того, в законодательстве установлены ситуации, когда оно логично и оправдано. Они таковы:

  • норма действующего законодательства мешает получению гражданином конституционных прав или свобод;
  • положение нормативного акта применено в конкретном деле;
  • данная ситуация рассмотрена или в настоящее время разбирается компетентным госорганом, принадлежащим к одной из трех ветвей власти.

Кроме того, жалоба в Конституционный суд РФ составляется по определенной методике. Заявитель обязан:

  • указывать реальные персональные данные;
  • ссылаться на правовые нормы;
  • приводить факты, проверка которых не подлежит сомнению.
Читайте также:  Депонирование зарплаты в 1С ЗУП 8.3

Определение: конституционным называется специально созданный суд Российской Федерации, в компетенцию которого отнесено решение вопросов соответствия положений действующей правовой базы основному закону страны.

Срок рассмотрения жалобы в верховном суде рф

На стадии подготовки дела к слушанию Конституционный Суд РФ вправе предложить соответствующим органам власти приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела. По данному вопросу Конституционный Суд РФ принимает определение.

Инфо
Участники процесса уведомляются о дате заседания, на котором будет рассмотрена жалоба, не позднее чем за 10 дней до судебного заседания.

Несмотря на бесспорную необходимость и важность деятельности Конституционного Суда РФ по защите конституционных прав и свобод граждан, по средствам рассмотрения конституционной жалобы хотелось бы обозначить ряд фактов, которые негативно сказываются на ее качественном рассмотрении. Одним из наиболее заметных обстоятельств, препятствующих надлежащей защите прав и свобод граждан, является отсутствие в российском законодательстве предельных сроков рассмотрения Конституционным Судом РФ жалоб граждан, что в большой степени снижает эффективность самого решения.

Важно

Анализ законодательства показывает, что максимальный срок судебного разбирательства составляет пять месяцев со дня поступления заявления в Суд (ч.

По каким вопросам можно обратиться в КС РФ

Заявление в данное учреждение формируется на основании многочисленных и строгих правил.

Обычно с жалобой обращаются граждане к Конституционному суду по следующим основаниям:

При составлении жалобы указываются только актуальные личные сведения, а также оставляются ссылки на нормативные акты. Приводятся исключительно данные, которые невозможно оспорить.

Обратиться с заявлением могут физлица, представленные российскими гражданами, а также иностранцами, которые проживают на территории РФ на основании официального разрешения. Дополнительно заявителями выступают владельцы бизнеса, которые столкнулись с нарушением своих прав во время сотрудничества с государственными инстанциями. Даже представители органов власти разных уровней могут составить жалобу.

Судья после рассмотрения данного заявления может принять разные решения:

Все грамотно сформированные жалобы рассматриваются на заседании. На нем должно участвовать не меньше 2-х третьих судей. Дополнительно вызывается заявитель и ответчик. При необходимости привлекаются к разбирательству эксперты, свидетели и иные лица. Не принимаются к производству заявления, которые небрежно оформлены или не соответствуют нормам.

Конституционный судья может потребовать от заявителя или ответчика дополнительные материалы, имеющие отношение к делу. Он при необходимости вызывает специалистов, дающих разъяснения по тем или иным вопросам. При этом заседание может быть открытым или закрытым.

Кто обладает правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации?

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»
Статья 84. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗАННЫХ В СТАТЬЕ 125 (ЧАСТЬ 2) КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ДОГОВОРОВ МЕЖДУ НИМИ ОБЛАДАЮТ Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  О компенсации вкладов советского периода

Статья 88. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ЗАПРОСОМ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ НЕ ВСТУПИВШЕГО В СИЛУ МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 92. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ХОДАТАЙСТВОМ О РАЗРЕШЕНИИ СПОРА О КОМПЕТЕНЦИИ ОБЛАДАЕТ ЛЮБОЙ ИЗ УЧАСТВУЮЩИХ В СПОРЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, УКАЗАННЫХ В СТАТЬЕ 125 (ЧАСТЬ 3) КОНСТИТУЦИИ Российской Федерации, а Президент Российской Федерации также в случае, предусмотренном статьей 85 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Статья 96. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ИЛИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ЖАЛОБОЙ НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОБЛАДАЮТ ГРАЖДАНЕ, ЧЬИ ПРАВА И СВОБОДЫ НАРУШАЮТСЯ ЗАКОНОМ, ПРИМЕНЕННЫМ В КОНКРЕТНОМ ДЕЛЕ, И ОБЪЕДИНЕНИЯ ГРАЖДАН, А ТАКЖЕ ИНЫЕ ОРГАНЫ И ЛИЦА, УКАЗАННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ.
К жалобе помимо документов, перечисленных в статье 38 настоящего Федерального конституционного закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение обжалуемого закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело.

Статья 101. Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
СУД при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Конституции Российской Федерации закона, подлежащего применению им в указанном деле, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности данного закона.

Статья 105. Право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации
Правом на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации С ЗАПРОСОМ О ТОЛКОВАНИИ Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.

Как видите обратиться в Конституционный Суд имеет право любой гражданин или объединение граждан (в том числе Президент, Госдума, Совет Федерации, Правительство, суд) но не все обращения обязательно будут рассмотрены. Для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации у обратившегося (обратившихся) должен быть повод для подобного обращения.

Обращение в Конституционный Суд Российской Федерации

Для возбуждения конституционного судопроизводства необходимо соблюдение ряда условий, определенных в Конституции РФ и Законе о Конституционном Суде РФ. В связи с этим в ст. 36—39 данного Закона определяются поводы и основания для рассмотрения дела, общие требования к обращению [1] .

Поводом для рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ является обращение в форме запроса, ходатайства или жалобы (ст. 36 названного Закона).

Запросом именуются обращения управомоченных государственных органов и лиц о проверке конституционности федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ, а также о толковании Конституции РФ, обращений судов о проверке конституционности закона, подлежащего применению в указанном деле, обращений Совета Федерации о даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности, обращений Верховного Суда РФ и Президента РФ о проверке конституционности инициативы проведения Всероссийского референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума, обращений Президента РФ о проверке соответствия Конституции РФ международного договора о принятии в Федерацию нового субъекта.

Ходатайством называются обращения о разрешении спора о компетенции, которым обладает любой из участвующих в споре органов государственной власти, указанных в ч. 3 ст. 125 Конституции РФ, а Президент РФ — также в случае, предусмотренном ч. 1 ст. 85 Конституции РФ. Кроме того, решение Конституционного Суда может быть официально разъяснено только самим Судом по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Суд.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *