Учет нормируемых расходов для целей налогообложения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учет нормируемых расходов для целей налогообложения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


При расчете налога на прибыль затраты на рекламу включаются в состав прочих расходов (пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). Порядок учета рекламных расходов прописан в п. 4 ст. 264 НК РФ. Такая норма предписывает разделять рекламные расходы на нормируемые и ненормируемые.

Что нужно помнить бухгалтеру о рекламных расходах?

В соответствии с Федеральным законом от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе):

  • рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
  • объектом рекламирования считается товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
  • товаром является продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Документальное подтверждение

Как и любые расходы, затраты на рекламу должны быть документально подтверждены, экономически обоснованы и реализованы для деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).

Первичные документы должны быть оформлены в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ и содержать все обязательные реквизиты (письмо Минфина России от 18.04.2019 № 03-03-06/1/27940). При этом также подойдут и те документы, которые косвенно подтверждают произведенные расходы (письмо Минфина России от 01.11.2019 № 03-03-06/1/84378).

Для того, чтобы подтвердить расходы на рекламу, могут понадобиться следующие документы:

  • акт выполненных работ от поставщика услуг;
  • товарная накладная;
  • приказ руководителя о проведении рекламного мероприятия, а также план рекламной кампании, если такой есть;
  • договоры на производство, размещение и распространение рекламы, акты о выполненных работах и оказанных услугах в рамках этих договоров;
  • в случае рекламы на радио и телевидении — эфирные справки, графики фактических выходов рекламы, прочие документы, которые содержат информацию о дате, времени размещения рекламы, наименовании теле- или радиоканала, виде рекламного материала и прочем, которые выдала непосредственно теле- или радиокомпания. Такие документы могут предоставить рекламные агентства, через которые размещалась реклама (письмо Минфина России от 22.06.2012 № 03-03-06/2/71).

Объекты налогообложения

Налогом на прибыль облагаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.

Валовая прибыль – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Для иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав этого представительства и его внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

Валовая прибыль белорусского плательщика рассчитывается с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности за пределами Республики Беларусь, в т.ч. от деятельности, по которой он зарегистрирован как плательщик налогов в иностранном государстве.

Отметим, что плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, при определении валовой прибыли не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.

Плательщики налога на прибыль

Плательщиками налога на прибыль признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации (в т.ч. не являющиеся юридическими лицами), простые товарищества (участники договора о совместной деятельности кроме участников договора консорциального кредитования). Иными словами, налог на прибыль уплачивают только организации.

Также стоит помнить о том, что организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь, относятся к белорусским организациям. В связи с этим они в полном объеме обязаны уплачивать налоги от доходов, полученных от источников в нашей стране и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и на территории иных государств.

Филиал, представительство и иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющее отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет в банке с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, самостоятельно исчисляют налог на прибыль и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц в части своей деятельности, если иное не установление налоговым законодательством или Президентом Республики Беларусь.

Иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.

Таким образом, все белорусские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянное представительство, являются плательщиками налога на прибыль. Отметим, что данный налог уплачивают как коммерческие, так и некоммерческие организации, в т.ч. бюджетные учреждения.

Читайте также:  Новое и изменения в медосвидетельствовании водителей с 1 марта 2022 года

При этом некоторые организации освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относятся организации, применяющие особый режим налогообложения:

– производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);

– применяющие УСН (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);

– осуществляющие деятельность в качестве резидентов ПВТ (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).

Виды используемых нормируемых расходов

При возникновении у предприятия расходов, относящихся к нормируемым, учет осуществляется особенно тщательно. Верность расчетов исключает занижение налога на прибыль. Ряд расходов встречаются практически у всех предприятий.

Вид расходов Размер нормы расхода
Пенсионное и личное страхование наемных работников 12% от фонда оплаты труда
Медицинское страхование работников 6% от фонда оплаты труда
Замена бракованных периодических изданий 7% от стоимости тиража
Убыль печатной продукции 10% от стоимости тиража
Отдельные виды рекламы 1% от суммы выручки
Представительские нужды 4% от фонда оплаты труда
Резервы по сомнительным долгам Ст. 266 НК РФ

Расходы, связанные с производством и реализацией

Расходы, связанные с производством и реализацией, характеризуются тем, что компания осуществляет их для ведения собственной деятельности. Они неразрывно связаны с основными направлениями бизнеса, и несет их компания, условно говоря, по доброй воле.

Перечень производственных затрат по налогу на прибыль приводится в статье 253 Налогового кодекса, а более подробно они описываются в статьях 254-264 Кодекса. Так, основными вариантами подобных затрат выделяются в налоговом учете материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.

Наличие в приведенном списке расходов позиции «прочие» делает этот перечень не закрытым. Это означает, что если компания сможет обосновать необходимость несения тех или иных расходов для осуществления своей коммерческой деятельности, то она их также имеет право учесть в налоговой базе.

II. Основные проблемы учета, группировки и классификации расходов в целях налогообложения

Можно без сомнения утверждать, что, как бы ни были хорошо сформулированы нормы главы 25 НК РФ, проблемы с ее практическим применением все равно бы возникали. Это связано и с неограниченным многообразием видов деятельности и хозяйственных операций, и с особенностями русского языка, допускающего различный смысловой оттенок и даже смысл одних и тех же слов.

Но все это, конечно, не должно давать законодателю повода не стремиться к максимальной точности и ясности законодательства, что не раз подчеркивал и Конституционный суд РФ в своих решениях. К сожалению, глава 25 НК РФ представляет собой очередной пример недостаточно тщательной проработки. В данном разделе мы, конечно, не станем давать рекомендации законодателю, а займемся теми проблемами, которые вызваны несогласованностью норм главы 25 НК РФ и отказом от устоявшихся ранее правил. Несмотря на то, что глава 25 НК РФ далека от идеала, она действует, и на основе ее текста приходится принимать конкретные решения, от которых во многом зависят налоговые обязательства организаций.

Наибольшее количество проблем, связанных с налогом на прибыль, по вполне понятным соображениям всегда вызывает учет расходов. За время действия главы 25 НК РФ в отношении учета расходов сформировалось несколько принципиальных, общих вопросов, на которые законодательство не дает конкретного ответа. Можно сказать, что это фундаментальные, системообразующие проблемы, решения которых требует большинство конкретных ситуаций с расходами налогоплательщиков. Безусловно, ответы на них должны быть четко сформулированы в Кодексе, но до тех пор, пока этого не произойдет, нам, налоговым консультантам, бухгалтерам и аудиторам, придется решать эти проблемы самостоятельно, фактически читая Кодекс между строк.

Следует подчеркнуть, что по объективным причинам все изложенное в этом разделе является личной позицией автора. Она может совпадать или не совпадать с позицией МНС РФ и независимых специалистов, но остается, в то же время, лишь личной позицией. Данные проблемы специалистами, как правило, в системном плане не анализировались, и ответы на эти вопросы не определены законодательно. Будем надеяться, что в дальнейшем эти недостатки главы 25 НК РФ будут устранены.

Итак, выделим три основные проблемы по учету, группировке и классификации расходов.

Виды используемых нормируемых расходов

При возникновении у предприятия расходов, относящихся к нормируемым, учет осуществляется особенно тщательно. Верность расчетов исключает занижение налога на прибыль. Ряд расходов встречаются практически у всех предприятий.

Вид расходов Размер нормы расхода
Пенсионное и личное страхование наемных работников 12% от фонда оплаты труда
Медицинское страхование работников 6% от фонда оплаты труда
Замена бракованных периодических изданий 7% от стоимости тиража
Убыль печатной продукции 10% от стоимости тиража
Отдельные виды рекламы 1% от суммы выручки
Представительские нужды 4% от фонда оплаты труда
Резервы по сомнительным долгам Ст. 266 НК РФ

Нормирование процентов по займам и кредитам

Проценты по долговым обязательствам обычных сделок учитываются в полном объеме. Нормирование расходов предусмотрено для контролируемых сделок и договоров между взаимозависимыми лицами. В составе расходов учитываются размер фактической процентной ставки по договору либо ключевой ставки ЦБ РФ при превышении величины норматива. Порядок учета определен в ст. 269 НК РФ.

При наличии у предприятия контролируемых или неконтролируемых сделок порядок списания расходов определяются самостоятельно. Учет расходов в налогообложении зависит от метода учета. При кассовом методе включение в состав производится в момент оплаты, при начислении – в последний день отчетного периода.

Ненормируемые рекламные расходы

К рекламным расходам, которые уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль по налогу на прибыль в размере фактических затрат, относятся (п. 4 ст. 264 НК РФ):

  • расходы на рекламные мероприятия через СМИ (в т.ч. объявления в печати, передача по радио и телевидению), информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
  • расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  • расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, а также на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания или о самой организации.

Расходы при реализации продукции СМИ и книжной продукции

Организации, реализующие периодические печатные издания, учитывают в составе прочих расходов затраты на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки или реализации, а также недостающих экземпляров изданий в упаковках (пп. 43 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако данные расходы не могут превышать 7% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.

На основании пп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие производство и выпуск продукции СМИ и книг, при определении налоговой базы могут учитывать потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах соответствующих сроков продукции. Так, периодические печатные издания можно списывать, если они не реализованы до выхода следующего номера, книги и иные непериодические печатные издания — после истечения 24 месяцев со дня выхода в свет, календари — после 1 апреля года, к которому они относятся.

Трансфертное ценообразование

Эксперты утверждают, что ощутимо изменились нормы налогового законодательства 2022 года по контролю трансфертного ценообразования:

  • Уточнено, что не подлежат контролю ТЦО сделки, заключенные с операторами платежных систем на основе использования карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в офшорных зонах. Ранее в данной норме речь шла о владельцах международных систем платежных расчетов с использованием указанных карточек.
  • Перечень сделок, не подлежащих контролю ТЦО, дополнен кредитами (займами), которые предоставлены сельскохозяйственным организациям, включенным в определенные перечни Совмина. Напомним, контроль сделок с взаимозависимыми лицами по предоставлению (получению) кредитов (займов) введен с 2022 года.
  • Введено новое положение, которое позволяет при формировании диапазона рыночных показателей рентабельности анализируемой стороны сделки — иностранной организации в случае отсутствия информации о рентабельности иностранных организаций использовать данные отчетности белорусских организаций. Если и таких данных нет, можно использовать данные из отчетности организаций государств — членов ЕАЭС.

Комментарий к ст. 270 НК РФ

Статья 270 НК РФ устанавливает перечень расходов, которые не могут учитываться в целях налогообложения прибыли в любом случае. Учитывая пункт 49 данной статьи, можно заключить, что такой перечень не является исчерпывающим, и главным условием для непризнания при определении налоговой базы тех или иных расходов выступает их несоответствие критериям экономической обоснованности, документального подтверждения и связи с деятельностью, направленной на получение прибыли.

В то же время, если расходы прямо указаны в пунктах 1 — 48.13 статьи 270 НК РФ, такие затраты ни при каких обстоятельствах (т.е. даже если организация будет доказывать их экономическую обоснованность) не могут учитываться в целях налогообложения прибыли.

Рассмотрим эти расходы.

Внимание!

В пункте 1 статьи 270 НК РФ указаны дивиденды и иные суммы прибыли после налогообложения. Это означает, что, если денежные средства выплачиваются за счет чистой прибыли, т.е. прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль, они не учитываются в целях налогообложения.

Для целей налогообложения понятие «дивиденды» установлено статьей 43 НК РФ.

Следует отметить, что денежные средства за счет чистой прибыли налогоплательщик может назвать как угодно, например «материальная помощь», «вознаграждение учредителю» и т.д., однако это не меняет правовую природу таких выплат, а значит, не влияет на то, что они в целях налогообложения не учитываются.

Как разъяснил Президиум ВАС РФ в Постановлении от 25.01.2011 N 11879/10, если выплата суммы индексации заработной платы была произведена за счет прибыли прошлых лет, оставшейся в распоряжении общества после налогообложения, то согласно пункту 1 статьи 270 НК РФ эти расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 09.07.2009 N 2138/09 указано, что оплата труда, сохраняемая работнику на время ежегодного дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, произведена налогоплательщиком за счет прибыли прошлых лет, оставшейся в распоряжении налогоплательщика после налогообложения. В силу пункта 1 статьи 270 НК РФ эти расходы не учитываются в целях налогообложения прибыли.

ВАС РФ в Определении от 31.01.2008 N 706/08 установил, что выплаты работникам филиала произведены в соответствии с приказом руководства налогоплательщика в связи со сложными условиями труда за счет прибыли предыдущих лет, оставшейся после уплаты налогов. Как указал суд, согласно пункту 1 статьи 270 НК РФ эти выплаты не должны учитываться в целях налогообложения налогом на прибыль.

В письме от 03.02.2006 N 03-03-04/1/79 Минфин России указывает, что ввиду того, что векселя третьих лиц служат средством оплаты доли прибыли, распределенной участнику общества, их стоимость также не учитывается при налогообложении прибыли.

Читайте также:  Сколько длится обучение в автошколе на права категории B?

В письме от 24.04.2003 N 04-04-04/40 аналогичное мнение выражено финансовым ведомством и в отношении сумм вознаграждения работникам, выплаченных из средств чистой прибыли.

Минфин России в письме от 20.07.2007 N 03-03-06/1/506 пришел к выводу, что суммы начисленных акционерным обществом своим акционерам дивидендов не учитываются в составе расходов акционерного общества для целей налогообложения прибыли организаций.

Внимание!

В пункте 2 статьи 270 НК РФ указаны пени, штрафы и иные санкции, которые взимаются государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Здесь внимание заслуживает положение о взыскателе — санкции не учитываются в целях налогообложения, только если их взимает уполномоченная организация.

Если административные штрафы предъявлены организации уполномоченными органами по контролю за соблюдением строительными организациями установленных правил осуществления строительных работ, расходы, понесенные по их уплате, не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли.

Аналогичные выводы приведены в письме Управления ФНС России по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332.2.

Согласно пункту 12 статьи 16 Федерального закона от 29.12.1994 N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» за несвоевременное представление установленной отчетности организации, осуществляющие ответственное хранение, уплачивают штраф в размере 20 процентов стоимости материальных ценностей по операциям, при проведении которых допущено нарушение.

Таким образом, расходы в виде штрафа, уплачиваемого налогоплательщиком за несвоевременное представление отчетности в соответствии с пунктом 12 статьи 16 данного Закона и зачисляемого в федеральный бюджет, согласно пункту 2 статьи 270 НК РФ, не учитываются при налогообложении прибыли организаций.

Такая позиция изложена в письме Минфина России от 12.03.2010 N 03-03-06/1/127.

Отпуск питьевой воды на производственные, хозяйственно-бытовые нужды, коммунально-бытовые нужды и другие цели организаций осуществляется организациями водоснабжения в соответствии с Инструкцией по лимитированию и регулированию отпуска питьевой воды промышленным предприятиям, утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 03.02.1984 N 65.

В пунктах 33 — 35, 38 указанной Инструкции отмечается, что за перерасход воды сверх установленных лимитов на отпуск воды в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 06.04.1983 N 282 «О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве» введены повышенные тарифы.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.05.1983 N 273 «О мерах по экономному расходованию материальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве» сумма платы за сверхлимитное водопотребление определяется по повышенным в пятикратном размере тарифам исходя из объемов фактически израсходованного количества воды за каждый отчетный период.

Представительские расходы

Состав представительских расходов и порядок их принятия к налоговому учету установлены ст. 264 НК РФ. Согласно пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ.

Как предусматривает п. 2 ст. 264 НК РФ, к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места проведения указанных мероприятий. Это расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Нормируемые расходы на рекламу: расчет предельного размера

Как уже отмечено, признание в отчетном периоде расходов на рекламу нормируемых возможно лишь в той сумме, которая не превышает 1% выручки от реализации, определяемой, в свою очередь, согласно ст. 249 НК РФ.

В п. 1 данной статьи есть норма, которая требует причисления выручки от реализации к доходам. Однако в соответствии с абз. 2 п. 1.2 ст. 248 НК РФ при определении итоговой суммы дохода надо вычесть из поступившей выручки все суммы налогов, которые предъявлены покупателю. Имеются в виду НДС и акцизы.

То есть предельный размер нормируемых расходов на рекламу рассчитывается от суммы выручки от реализации за минусом суммы НДС и акцизов. Подтверждение этому тезису можно найти в письме Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310.

Пример

Организация получила в отчетном периоде выручку от реализации услуг в сумме 530 000 руб. (НДС в том числе). Для начала определим сумму НДС, которая находится в составе выручки:

530 000 руб. × 20/120 = 88 333 руб.

Затем найдем разницу:

530 000 руб. – 88 333 руб. = 441 667 руб.

Теперь, наконец, определим сумму предельного размера рекламных расходов:

441 667 руб. × 1% = 4417 руб.

В пределах этой суммы и допустимо учитывать в расходах рекламные затраты.

Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильно ли вы определили норматив. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение.

О том, как рассчитывается этот предел при УСН, читайте в материале «Как учесть расходы на рекламу при УСН».


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *