Как ФНС рассчитывает транспортный налог на гибридные автомобили и электромобили

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как ФНС рассчитывает транспортный налог на гибридные автомобили и электромобили». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

До начала 2023 года транспортный налог считали по-старому

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

Что делать, если положенная льгота раньше не была предоставлена

Если для вас предусмотрена льготная помощь, но по каким-то причинам раньше они не предоставлялись, в 2022 году все можно вернуть, а не только снизить основную сумму. Возврат касается сумм за 2017, 18 и 19 годы. Для этого необходимо подать заявление на возврат денег. Но в заявлении нужно указать причины просрочки оформления льготы и прикрепить документы, подтверждающие её наличие. Эта процедура доступна онлайн. Рассматривать заявление будут 10 дней, а ещё через 5 владельцу транспорта поступит решение, и переведут нужную сумму.

Получить юридическую помощь по вопросам налога на автомобиль можно на нашем сайте.

Ставки налога для физических лиц

Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.

Регион / Ставка руб. за 1 л.с. 0-100 100-150 150-200 200-250 251+
Республика Адыгея 10 20 40 70 130
Алтайский край 10 20 25 60 120
Республика Алтай 10 14 20 45 120
Амурская область 15 21 30 75 150
Архангельская область 14 24 50 75 150
Астраханская область 14 27 48 71 102
Республика Башкирия 25 35 50 75 150
Белгородская область 15 25 50 75 150
Брянская область 10 18 40 75 130
Республика Бурятия 9.5 17.9 25.5 38.3 76.5
Владимирская область 20 30 40 75 150
Волгоградская область 9 20 40 75 150
Вологодская область 25 35 50 75 150
Воронежская область 25 35 50 75 150
Республика Дагестан 8 10 35 50 105
Еврейская АО 8 16 40 60 95
Забайкальский край 7 10 20 33 65
Ивановская область 10 20 35 60 120
Республика Ингушетия 5 7 10 30 40
Иркутская область 10.5 14.5 35 52.5 105
Республика Кабардино-Балкария 7 15 35 65 130
Калининградская область 2.5 15 35 66 147
Республика Калмыкия 11 22 47 75 150
Калужская область 10 25 50 75 150
Камчатский край 9 24 40 68 130
Республика Карачаево-Черкесия 7 14 25 35 95
Республика Карелия 6 30 50 75 150
Кемеровская область 8 14 45 68 135
Кировская область 20 30 44 60 120
Республика Коми 15 20 50 75 150
Костромская область 14 26.8 38 60 120
Краснодарский край 12 25 50 75 150
Красноярский край 5 14.5 29 51 102
Республика Крым 5 7 15 20 50
Курганская область 10 27 50 75 150
Курская область 15 22 40 70 150
Ленинградская область 18 35 50 75 150
Липецкая область 15 28 50 75 150
Магаданская область 6 8 12 18 36
Республика Марий Эл 25 35 50 90
Город Москва 12 35 50 75 150
Республика Мордовия 17.3 25.9 37.9 75 150
Московская область 10 34 49 75 150
Мурманская область 10 15 25 40 80
Ненецкий АО 25 50
Нижегородская область 22.5 31.5 45 75 150
Новосибирская область 6 10 30 60 150
Омская область 7 15 30 45 90
Оренбургская область 15 50 75 150
Орловская область 15 35 50 75 150
Пензенская область 15 / 21 30 45 75 150
Пермский край 25 30 50 58
Приморский край 18 26 43 75 150
Псковская область 13 / 15 25 50 75 150
Ростовская область 12 15 45 75 150
Рязанская область 10 20 45 75 150
Самарская область 16 20 45 75 150
Санкт-Петербург, город 24 35 50 75 150
Саратовская область 14 30 50 75 150
Сахалинская область 10 21 35 75 150
Свердловская область 2.5 9.4 32.7 49.6 99.2
Республика Северная Осетия 7 15 20 45 90
Город Севастополь 5 7 25 75 100
Смоленская область 10 20 40 60 100
Ставропольский край 7 15 36 75 120
Тамбовская область 20 30 50 75 150
Республика Татарстан 25 35 50 75 150
Тверская область 10 21 30 45 90
Томская область 5 8 20 30 75
Тульская область 10 25.4 50 75 150
Республика Тыва 7 11 20 30 70
Тюменская область 10 30 34 40 66
Республика Удмуртия 8 20 50 75 100
Ульяновская область 12 30 45 65 115
Хабаровский край 12 16 30 60 150
Ханты-Мансийский АО 5 7 40 60 120
Республика Хакасия 6 15 25 40 75
Челябинская область 7.7 20 50 75 150
Республика Чечня 7 11 24 48 91
Республика Чувашия 13 23 50 75 150
Чукотский АО 5 7 10 15 30
Республика Якутия 8 13 17 30 60
Ямало-Ненецкий АО 15 24.5 25 37.5 75
Ярославская область 15.8 28.1 45 68 145
Читайте также:  Законы об ИЖС в 2022: что изменилось

Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.

Как рассчитывается сумма налога

Размер платежа зависит от трех основных показателей:

  • мощности транспортного средства в л. с.;
  • года выпуска автомобиля;
  • региона, в котором зарегистрировано ТС.

Налоговый Кодекс устанавливает базовую ставку на каждую единицу мощности, в зависимости от общего показателя для автомобиля. Чем мощнее средство передвижения, тем выше ставка.

Мощность электрокара в л. с. Базовая ставка в НК РФ за 1 л.с.
до 100 2,5
100–150 3,5
150–200 5
200–250 7,5
более 250 15

Утилизационный сбор на электромобили

При ввозе в Российскую Федерацию электромобиля необходимо уплатить утилизационный сбор, размер которого зависит от возраста автомобиля и вида участника ВЭД.

При ввозе физическим лицом:

Таблица 2. Утилизационный сбор для физических лиц на электромобили

Утилизационный сбор

автомобиль возрастом не более 3 лет:

3400 рублей

автомобиль возрастом старше 3 лет:

5200 рублей

Возможна ли отмена налога для электротранспорта?

Если внимательно изучить теоретическую базу, то можно прийти к такому выводу: транспортный налог направляется на улучшение экологии и очистку загрязненной окружающей среды, которая терпит последствия использовать огромного количества машин. К чему здесь электромобили, вред которых для природы минимальный?

Вопрос остается открытым, даже несмотря на систематическое обсуждение. Конечно, пока прецедента обращения в суд не было, но люди уже начинают негодовать.

Другой отрицательный момент: нужно вспомнить о налоге на роскошь, который по сути увеличивает транспортный налог на некий повышающий коэффициент при условии, что ТС стоит более 3-х миллионов рублей. Если проанализировать стоимость электромобилей, то их цена однозначно выше указанного порога. Получается, что владельцы электрокары еще платят и больше владельцев обычных машин. Спорный вопрос.

Но пока нужно запомнить: никаких льгот в России не предусмотрено для граждан, владеющих электромобилями.

Возможна ли отмена для владельцев электротранспорта?

Переговоры об отмене налога для владельцев электромобилей ведутся уже долгое время. Еще в 2018 году вносился законопроект для этих целей, однако по состоянию на май 2019 года никаких сдвигов не произошло.

Депутаты заявляют, что отмена важна для стимулирования граждан выбирать транспорт с электрическим двигателем. Все эти действия должны привести к уменьшению выбросов вредных веществ в воздух и улучшению экологии.

Важно! Автолюбителей останавливает малое количество станций для подзарядки, хоть государство и стремится увеличивать их количество. По планам, такие станции должны располагаться на каждой автозаправке. Этот факт депутаты также указали в своем законопроекте.

Отмена платежа для владельцев электротранспорта возможна и нужна, однако на это потребуется некоторое время, правительство должно обеспечить все условия для развития и популяризации электрокаров в РФ.

Читайте также:  Налоги с заработной платы 2023

Растущая популярность электрокаров в России еще не успела создать условия для отдельного налогообложения, поэтому транспортный налог на транспорт с электрическим двигателем исчисляется по общему правилу и зависит от мощности двигателя и ставки. С 1 января 2020 года транспортный налог для владельцев электрокаров отменен в Москве, Санкт-Петербурге и еще в нескольких регионах. Но воспользоваться этой льготой возможно лишь при условии, что машина зарегистрирована как электрокар, а ее владелец проживает на территории, где эта льгота распространяется.

Льготы для владельцев электрокаров

Федеральное законодательство не предусматривает преференций по транспортному налогу для электрокаров. Однако региональные власти вправе по своему усмотрению устанавливать послабления.

Льготы по транспортному налогу могут быть актуальными как для граждан, так и для юрлиц. Как правило, льготы носят социальный характер и рассчитаны на нетрудоспособных людей, пенсионеров, многодетных семей и прочих категорий граждан, нуждающихся в дополнительной поддержке. В зависимости от норм регионального законодательства послабления выражаются в:

  1. Полной отмене внесения платежа.
  2. Оплате по сниженному тарифу.

В 2021 г. ряд субъектов страны отменил транспортный налог на электротранспорт. Налог не взимается:

  • в Москве и МО;
  • Калужской области;
  • Липецкой области;
  • Республике Кабардино-Балкарии;
  • Амурской области;
  • Курской области;
  • Иркутской области.

Транспортный налог на электромобили в Санкт-Петербурге, Тюменской области также не действует.

Помимо отмены взимания транспортного налога на электромобиль в Москве для владельцев действуют следующие льготы:

  1. Платить за парковку не нужно. Даже если стоянка предполагается на территории платной парковки.
  2. Зарядить аккумулятор можно бесплатно от сети зарядных устройств МОЭСК.
  3. Снижена таможенная пошлина на ввоз.

Как платиться транспортный налог на электромобиль по регионам

Каждый субъект Российской Федерации имеет свое, автономное налоговое законодательство по транспортному налогообложению. На уровне муниципалитета возможны установления особых льготных условий, перемен в сроках и периодах налоговых выплат.

Реально установление своих, рассчитанных только для данного региона, размеров отличных для разных категорий налогоплательщиков сумм выплат (принимаются во внимание ограничения, зафиксированные в основном законодательстве). В 2021 году не во всех федеральных единицах оформили изменения, касающиеся платы по налогу на транспорт. Отдельные муниципалитеты оставили прежние цифровые значения. Самое главное, что нужно помнить владельцу электрокара — основой для установления тарифов по налоговым сборам является не федеральное законодательство, а муниципальная нормативная база.

Как платиться транспортный налог на электромобиль по регионам

Каждый субъект Российской Федерации имеет свое, автономное налоговое законодательство по транспортному налогообложению. На уровне муниципалитета возможны установления особых льготных условий, перемен в сроках и периодах налоговых выплат.

Реально установление своих, рассчитанных только для данного региона, размеров отличных для разных категорий налогоплательщиков сумм выплат (принимаются во внимание ограничения, зафиксированные в основном законодательстве). В 2021 году не во всех федеральных единицах оформили изменения, касающиеся платы по налогу на транспорт. Отдельные муниципалитеты оставили прежние цифровые значения. Самое главное, что нужно помнить владельцу электрокара — основой для установления тарифов по налоговым сборам является не федеральное законодательство, а муниципальная нормативная база.

Документация, предоставляемая при пересечении границы

Оформлением электромобиля занимаются таможенные органы, территориально привязанные к месту постоянного проживания осуществляющего ввоз гражданина. На это время транспортное средство помещается на склад, где может находиться не более 2-х месяцев. Данного периода достаточно для разрешения всех организационных вопросов, так как обычно процедура занимает около 2-3 недель.

Первая проверка документов на предмет соответствия законодательным нормам РФ проводится при пересечении границы, поэтому до въезда на территорию страны автовладельцу следует позаботиться о наличии:

  • паспортов (заграничного и гражданина России);
  • заявления, в котором должно быть указано точное время прибытия груза на конкретный пропускной пункт;
  • декларации по форме ТД-6. Если транспортировка осуществляется в контейнере, то проставляется отметка о несопровождаемом багаже, а если электромобиль передвигается своим ходом, то о сопровождаемом;
  • таможенной расписки, подтверждающей факт внесения на счёт ведомства залоговой суммы, и заверенной инспектором. Если средства вносит не собственник, а его представитель, то понадобится прошедшая нотариальную заверку доверенность;
  • комплекта документации на ТС (техпаспорт, гарантийный сертификат, договор о приобретении в собственность, страховой полис).

После тщательного осмотра электромобиля и изучения предоставленных документов сотрудник таможни внесёт запись в журнал и выдаст разрешение на въезд. Дальнейшие действия сводятся к обращению в соответствующий таможенный орган по месту пребывания для завершения регистрации, а также расчету и оплате установленных государством взносов.

Дорог ли электромобиль в обслуживании?

Подталкивает россиян на покупку электрокаров не только желание сберечь окружающую среду от вредоносных выхлопных газов, но и экономия. Так, стоимость зарядки авто электричеством выходит дешевле, чем покупка бензина на то же количество километров. Скажем так, на 100 км на Nissan Leaf вам понадобится около 30 рублей, чтобы подзарядить свой авто, а вот на бензин придется потратить в зависимости от потребления машины порядка 400 рублей на такое же расстояние. Причина столь низкой стоимости заправки заключается в том, что киловатт в России стоит около 2 рублей, а литр бензина АИ-95 46 рублей.

Читайте также:  Как зарегистрировать иностранца в арендной квартире?

Помимо этого, электромобиль не нуждается в постоянном техническом обслуживании и техосмотре. Дело в том, что двигатель такого авто состоит из меньшего числа подвижных частей, которые подвергаются быстрому износу. В результате, авто служит дольше, не требуя от владельца постоянных дополнительных трат на ремонт.

Инициатива отмены транспортного налога с 2021 года

Правительством был инициирован вопрос отмены взимания транспортного налога с владельцев электромобилей уже с 01.01.2018 на 5 лет, в связи с чем подготовлен проект поправок в НК. Депутатами Госдумы было принято решение доработать текст документа и внести корректировки в некоторые его положения. Основными замечаниями со стороны Комитета Госдумы по бюджету и налогам стало:

  • Наличие возможности освобождения от ТН владельцев электромобилей, как отечественного, так и зарубежного производства, а вместе с тем на некоторые модели, подобно Tesla, чрезвычайно дорогие и признанные роскошью;
  • Стимулирование подобными льготами приобретение россиянами электромобилей не даст желаемого результата без развития сети специальных заправок для такого транспорта;
  • Решение должно приниматься на уровне субъектов, поскольку данный вид налогов — региональный и на федеральном уровне решать вопрос об отмене такого сбора не верно, федеральный бюджет не может взять на себя компенсационные функции.

Сейчас говорить однозначно о судьбе законопроекта рано, но Комитет Госдумы по бюджету и налогам отклонил его. Теперь все зависит от результатов рассмотрения проекта закона на пленарном заседании Госдумы, о дне заседания которого пока неизвестно. В поддержку такой инициативы выступает Федерация автовладельцев России, по мнению руководителя которой данная мера зародит интерес, как в российских автомобилистах, так и в отечественных производителях.

Действующее законодательство о налоге на электромобили и перспективные законы

На сегодня транспортный налог на электромобили в России не установлен. Налогоплательщиком, согласно ст. 357 НК, признается то лицо, на которое зарегистрирован электрокар. Для электрокаров применяется стандартный перечень нормативных документов, которые применяются по отношению к обычным автомобилям, работающим от двигателя внутреннего сгорания. Перечень правовых актов из налогового кодекса РФ:

  1. П. 1 ст. 359;
  2. ст. 360;
  3. ст. 361;
  4. ст. 358.

Пункт первый ст.359 определяет налоговую базу. В пп.1.1. говорится, что налоговая база зависит от мощности двигателя транспортного средства, а в п.2 — о том, что определение налоговой базы происходит для каждого отдельно взятого технического устройства для перевозки. Мощность рассчитывается в лошадиных силах, а единица измерения — киловатт-час.

Примерные значения для разных типов авто приведены в таблице.

Мощность (кВт), вид авто Размер налоговой ставки (руб., коп.)
Грузовики
макс. 73,55 2 руб. 50 коп.
73,55 – 110,33 4 руб.
110,33 – 147,1 5 руб.
147,1 – 183,9 6 руб. 5 коп.
183,9 8 руб. 50 коп.
Автобусы
макс. 147,1 5 руб.
мин. 147,1 10 руб.
Легковой автотранспорт
макс. 73,55 2 руб. 50 коп.
73,55 – 110,33 3 руб. 50 коп.
110,33 – 147,1 5 руб.
147,1 – 183,9 7 руб. 50 коп.
мин. 183,9 15 руб.

В п. 1 ст. 358 НК РФ говорится о том, что автомобили и иные механические средства передвижения являются объектами, подлежащими налогообложению. Ст. 360 определяет сроки уплаты налогов. Основной налоговый период — это год (12 месяцев, 365 дней), а отчеты ведутся по кварталам.

Платят ли транспортный налог владельцы электромобилей

НК РФ определено, что лицами, освобожденными от уплаты налога на транспорт, являются:

  • участники, инвалиды и ветераны ВОВ, в том числе и узники концлагерей и гетто;
  • герои СССР и РФ, граждане, имеющие Ордена Славы различной степени;
  • инвалиды и ветераны – участники боевых действий;
  • инвалиды 1 и 2 группы;
  • участники ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получившие дозу облучения;
  • участники испытаний ядерного и термоядерного оружия;
  • пенсионеры, получающие государственную пенсию (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, если стаж заработан в условиях Крайнего Севера, то, соответственно 55 и 50 лет);
  • один родитель или опекун многодетной семьи;
  • один родитель или опекун ребенка-инвалида;
  • собственники угнанных машин;
  • обладатели транспорта, чья мощность меньше 70 л.с.

Все эти категории не оплачивают налог на автомобили мощностью до 100 л.с., если количество сил в автомобиле больше, то налогом облагается разница мощностей.

Перечень транспортных средств, не облагаемых налогом:

  1. Весельная лодка;
  2. Сегвей, велосипед и скутер;
  3. Техника сельскохозяйственного назначения;
  4. Вертолеты и самолеты санитарных и медицинских служб;
  5. Морские буровые установки и суда, плавучие платформы;
  6. Транспортные средства, принадлежащие компании, которая осуществляет пассажирские и грузовые морские, речные и авиаперевозки;
  7. Корабли, включенные в Российский международный реестр судов.

Если электромобиль и его обладатель не относятся ни к одной из этих категорий, то транспорт облагается налогом.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *