Консультация «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультация «Права и обязанности ребенка дошкольного возраста»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По СК РФ права ребенка возникают с момента рождения (как и соответствующие права и обязанности его родителей). При достижения определенного возраста интересы и обязанности несовершеннолетнего гражданина будут увеличиваться.

Защита от преступных действий законных представителей

Опасность со стороны близких людей – одна из самых распространенных проблем при нарушении прав несовершеннолетних. Такие преступления часто скрыты от посторонних глаз.

Наиболее распространенными злоупотреблениями считаются жестокое обращение, эксплуатация труда и расходование имущества. Нарушители подлежат административной и уголовной ответственности, в зависимости от тяжести преступления.

В случае совершения правонарушения против личности несовершеннолетнего, ребенок подлежит передаче на попечение органа опеки до принятия судом решения о возврате его в семью, либо лишения родительских прав. Заявителем в подобных исках может быть прокурор, второй родитель или орган опеки.

Возрастные особенности исполнения обязанностей

Правовой статус ребенка определяет, какими обязанностями он наделен в соответствии с законодательством о правах и обязанностях несовершеннолетних в текущем периоде жизни.
Ранжирование правоспособности и способности нести ответственность за исполнение или неисполнение обязательств согласно возрасту выглядит следующим образом:

  • с рождения и до 6 лет ребенок обязан слушаться своих родителей, соблюдать правила поведения дома и в общественных местах, принимать заботу своих законных представителей, если это не ущемляет его прав и не унижает человеческое достоинство (насилие, жестокое обращение);
  • с 6 лет ребенок обязан поступить в образовательное учреждение для получения полного среднего образования, соблюдая при этом распорядок и устав учреждения. В данном возрасте человек несет ответственность за уклонение от учебы и изучение образовательной программы, бродяжничество, пьянство, преступления против жизни и другие провинности перед преподавателями и администрацией школы, родителями;
  • с 10 лет ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение за совершение противоправных деяний против правил поведения общества;
  • с 14 лет молодые люди, трудоустроенные по договору на работу, обязаны выполнять предписания трудового договора, заключенного с организацией, а также соблюдать правила поведения и устав этой организации, либо молодежного объединения. Ответственность наступает за несоблюдение предписаний трудового договора, устава образовательного учреждения, молодежной организации, за возмещение причиненного вреда, а также уголовная ответственность за отдельные виды преступления;
  • с 16 лет для человека наступает ответственность за совершение всех видов преступления, а также административная ответственность.

Нарушение прав ребёнка

За нарушение прав детей может последовать административная ответственность. В особых случаях обидчикам несовершеннолетних придётся ответить по Уголовному кодексу.

Например, ст. 156 УК РФ предусматривает наказание в виде тюремного заключения на срок до 3 лет в случае жестокого обращения родителей с детьми. Это распространяется и на учителей, воспитателей, и прочих взрослых, имеющих дело с детьми.

С заявлением в органы опеки и правоохранительные органы может обратиться сам ребёнок или его представитель. Нередки случаи обращения за защитой неравнодушных к судьбе малыша людей.

Как реагировать, если вы стали свидетелем насилия над ребёнком? Ответ в следующем видеосюжете.

Основание возникновения прав и обязанностей родителей

Ребенком признается лицо, не достигшее возраста совершеннолетия, то есть 18 лет. Родители осуществляют свои права и обязанности в отношении детей до момента совершеннолетия последних.

Обратите внимание: российское законодательство устанавливает случаи, при наступлении которых ребенок может стать совершеннолетним и обрести полную дееспособность до наступления возраста 18 лет. К таким случаям законодатель относит вступление в брак несовершеннолетнего лица, а также осуществление им трудовой или предпринимательской деятельности.

Основанием для возникновения прав и обязанностей родителей является установленное в законном порядке их кровное родство, то есть происхождение ребенка от конкретных матери и отца.

Происхождение ребенка от матери устанавливается на основании медицинского свидетельства о рождении, подтверждающего рождение ребенка в медицинской организации.

Если родители ребенка состоят в зарегистрированном браке, то отцом ребенка автоматически признается супруг матери ребенка.

Важно знать: если в течение трехсот дней после расторжения брака бывшая супруга родила ребенок, то отцом ребенком автоматически признается бывший муж матери ребенка.

В ситуации, когда ребенок родился у лиц, не состоящих в браке, отцовство устанавливается путем подачи совместного заявления от матери и отца ребенка в органы ЗАГСа.

В случае смерти матери ребенка или невозможности установить ее настоящее местонахождение отцовство устанавливается по заявлению отца с согласия органа опеки и попечительства. Если такое согласие отсутствует, то отцовство устанавливается в судебном порядке.

Сотрудники ЗАГСа вносят в актовую запись о рождении ребенка запись о его родителях, которая и является подтверждением родства между родителями и ребенком.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела к судебному разбирательству


2 марта 2004 г. р. п. Самойловка

Судья Самойловского районного суда Саратовской области Козлов С.С, рассмотрев материалы гражданского дела №2-10/04 по иску Самойловского социального приюта для детей и подростков «Забота» Самойловского района Саратовской области к Мазаник Анне Леонидовне и Сидиле-ву Юрию Николаевичу о лишении родительских прав и взыскании алиментов,

установил:

Подготовка по данному делу завершена. Однако представленные в предварительное судебное заседание акты обследования жилищно-бытовых условий Мазаник А.Л. и Сидиле-ва Ю.Н. в с. Соленое Самойловского района и Мазаник А.Л. в с. Святославка Самойловского района являются недостаточно подробными, поскольку не отражают наличие порядка в жилье Мазаник А.Л. и Сидилева Ю.Н., пригод-ностьжилья для проживания, площадь жилья, наличиечисто-ты, комнаты для детей, отопления, запаса продуктов, топлива, мнение соседей об ответчиках.

На основании изложенного суд считает необходимым назначить гражданское дело №2-10/04 по иску Самойловского социального приюта для детей и подростков «Забота» Са-мойловского района Саратовской области к Мазаник Анне Леонидовне и Сидилеву Юрию Николаевичу о лишении родительских прав и взыскании алиментов к судебному разбирательству. При этом суд принимает во внимание, что представитель у ответчика Сидилева Ю.Н. отсутствует, место жительства Сидилева Ю.Н. неизвестно, в связи с чем ему необходимо назначить адвоката в качестве представителя.

Руководствуясь ст. 50, 153, 224, 225 ГПК РФ, судья определил:

1. Гражданское дело № 2-10/04 по иску Самойловского социального приюта для детей и подростков «Забота» Самойловского района Саратовской области к Мазаник Анне Леонидовне и Сидилеву Юрию Николаевичу о лишении родительских прав и взыскании алиментов назначить к слушанию в открытом судебном заседании на 11 ч 00 мин 7 апреля 2004 г. в зале № 2 Самойловского районного суда.

2. В судебное заседание вызвать лиц, указанных в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, а также свидетелей Словогородскую Г.Н., Генералову Л. А., Перевозчикова А.Г., Васильева К.А.

3. Назначить Сидилеву Юрию Николаевичу представителя – адвоката Самойловской юридической консультации Саратовской области.

4. Обязать третье лицо на стороне истца – орган опеки и попечительства администрации ОМО Самойловского района – произвести обследование жилищно-бытовых условий ответчиков Мазаник А.Л. и Сидилева Ю.Н. по месту их регистрации в с. Соленое Самойловского района и по месту фактического проживания Мазаник в с. Святославка Самойловского района, пер. Комсомольский, д. 8, и представить соответствующие подробные акты в Самойлов-ский районный суд в судебное заседание.

Права и обязанности ребенка

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Способность иметь права или же правоспособность возникает с момента рождения человека. А способность самостоятельно реализовать собственные права, другими словами дееспособность, появляется в полном размере по достижении 18-летнего возраста. В случаях, предусмотренных законом, могут быть установлены и другие возрастные пределы для этого.

Как известно, права и свободы одного человека заканчиваются там, где начинаются права и свободы иного человека. В связи с этим на ребенка помимо прав возлагаются определенные обязанности.

Прежде всего, каждый ребенок должен уважать права и законные интересы других людей. Он обязан почитать культурные обычаи и традиции не только своего народа, но и других национальностей. Особо важно, чтобы ребенок соблюдал законы своей страны, бережно относился к окружающей среде и ко всем видам собственности.

Никто не может быть освобождён от прямых обязанностей соблюдения законов страны, ибо здесь уже начинается юридическая ответственность.

Читайте также:  Почему геодезия обязательна при строительстве дома

Как приучить ребенка к труду

С самого раннего детства, как только малыш начинает хорошо ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, он с интересом наблюдает за взрослыми, начинает им подражать. Ребенок с радостью справляется (как умеет) с домашними делами, стараясь не уступать родителям. Это время самое удачное для того, чтобы приучать чадо к труду. По мере взросления обязанности ребенка становятся ответственнее.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут приучить детей к помощи родителям и выполнению обязательств.

  • В семье должно быть взаимное уважение. Никогда не оскорбляйте ребенка. Даже если он не захотел что-то сделать, то не злитесь. Лучше еще раз объясните, чего вы от него хотите, зачем это нужно и кому.
  • В просьбах и поручениях недопустимо использование таких фраз, как «сделай сейчас же», «иначе ты останешься без…», «я кому сказала» и т.п. Лучше говорить «как будет свободная минутка», «пожалуйста, помоги мне», «мне без тебя не справиться». Благодаря таким словам ребенок почувствует свою значимость.
  • Любое задание должно выполняться по совместной договоренности, при обоюдном согласии.
  • Хвалите детей за каждое выполненное поручение. Даже если его не удалось сделать хорошо. Дети ждут ласкового слова, одобрения своих действий и стремятся к этому.
  • Изредка и по большим заслугам можно поощрять материально, например, сладостями, игрушками. Деньги в этом случае не подходят, наоборот, они могут сыграть против родителей. Дети просто-напросто начнут пользоваться этим и зарабатывать таким образом, не отдавая себе отчет, что это неправильно. Помощь должна быть бескорыстна.
  • При повторных просьбах не раздражайтесь, избегайте ругани и шантажа. Попытайтесь донести до сознания чада смысл ваших слов, убедить его в необходимости определенных действий.
  • Давайте ребенку те поручения, которые ему будет приятно выполнять. Кто-то любит поливать цветы, другой не откажется пылесосить, а третий будет рад выгуливать или кормить домашнего питомца.
  • Для выполнения малышом каких-либо несложных обязанностей можно превратить их в увлекательную игру. Благодаря родительской фантазии чадо с великим удовольствием приберет свои игрушки, поможет маме накрыть на стол и т.д.
  • Прибавляя обязанности, давайте и некоторые привилегии, права. Например, немного позже ложиться спать или сидеть за компьютером.
  • Вот примерный список того, что может входить в семейные обязанности ребенка от элементарного до сложного:

    • самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, кушать;
    • прибирать за собой игрушки, уносить пустые тарелки с обеденного стола;
    • мыть посуду, подметать пол;
    • поливать цветы;
    • заботиться о домашних питомцах, кормить их;
    • следить за безопасностью в доме, например, выключать свет, когда в нем нет необходимости.

    Каждый ребенок с появлением на свет сразу же получает права, присущие всем гражданам.

    С рождения он вправе получить ФИО, воспитание родителями. Малыш вправе жить вместе с мамой и папой, а также знать, кто они такие.

    Малыши с рождения также вправе получать заботу и защиту от родных ему людей. Другие права и обязанности малышей регулируются внутри семьи. Родители обязаны учитывать мнение ребенка и решать его проблемы, не затрагивая при этом его личные интересы.

    Все дети с момента появления на свет защищены и законом, и родителями. В интересах малышей и подростков могут выступать отец, мать или лица, заменяющие их и выполняющие родительские обязанности.

    Дети вправе обратиться в органы опеки при появлении такой необходимости с целью получения защиты их прав и интересов.

    Новорожденные, родившиеся на территории России, имеют право стать гражданами РФ, если их отец или мать имеют гражданство РФ. Они вправе обладать имуществом, а также вступать в наследство и получать в дар вещи, одежду, игрушки и другие предметы, необходимые для его развития, здоровья и жизни.

    Основные обязанности детей в школе

    Государственные и общественные интересы – растить грамотное, воспитанное поколение. Для обучения, получения среднего образования не нужно платить денег. Каждый ребёнок обязан, получит школьное образование. Закон гласит – прохождение школьной программы это обязанность детей.

    Дальнейшее образование, получение специальности возможно в ВУЗах, техникумах и т.д. Но прежде необходимо сдать государственные экзамены в общеобразовательной школе. ЕГЭ дает возможность выявить качество полученных знаний.

    Иногда школьник не хочет учиться из- за некомфортных условий пребывания в школе, либо дома. Зачастую не разобравшись, педагоги нежелание, принимают за неспособность ученика к освоению школьной программы. Ученику необходимо владеть своими правами и выполнять свои обязанности.

    Ответственность несовершеннолетних

    Несовершеннолетними считаются лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Права несовершеннолетних подразделяются на гражданские, социальные и экономические.

    Гражданские права ребенка закреплены Конституцией РФ. Их действие начинается с момента рождения. Их нарушение и ограничение запрещено даже судебным органам.

    Экономические права детей имеют радикальное отличие от возможностей совершеннолетних граждан. Ребенок имеет право быть собственником любого имущества, не запрещенного к обороту законодательством Российской Федерации. Однако распоряжаться им до 14 лет он не может, а по достижению указанного возраста – только с согласия законных представителей.

    Несовершеннолетние обладают социальными правами. Среди них – возможность получить бесплатную медицинскую помощь и образование.

    Конституция и Семейный кодекс закрепляют возможность несовершеннолетнего иметь имя, отчество, фамилию и гражданство. Это одно из основных прав человека.

    Ф.И.О. ребенку присваивают мама и папа. При наличии двух родителей, решение принимается по их общему мнению. Имя выбирается произвольно, за исключением обозначений, содержащих знаки (кроме дефиса) или цифры. Отчество присваивается по имени отца. Ребенку можно дать фамилию папы, мамы, или объединить их вместе, написав через дефис.

    Важно! При отсутствии родителей, Ф.И.О. произвольно выбирают специалисты районного отдела опеки по месту выявления несовершеннолетнего, или сотрудники организации, в которую помещен ребенок.

    Для приобретения гражданства младенцу достаточно появиться на свет на территории Российской Федерации. Этот факт закрепляется в документе о регистрации по месту жительства.

    Семейное воспитание несовершеннолетних считается приоритетным. При этом лучшим вариантом будут являться родные мама и папа. Если они умерли или не желают заботиться о своем ребенке, необходимо принять все возможные меры для сохранения его у кровных родственников (бабушка, дедушка, тетя, дядя, братья, сестры).

    Если такой вариант невозможен, специалисты районного отдела опеки должны принять меры для устройства несовершеннолетнего в семью граждан РФ, в крайнем случае – семью иностранных граждан. На период отсутствия лиц, желающих взять ребенка на воспитание, он помещается в специализированную организацию.

    Мама и папа, опекуны или руководитель детского дома должны принимать меры для получения несовершеннолетним основного образования, обеспечить его развитие и воспитание в соответствии с возрастом. Ограничение данных прав является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

    Обязанность по защите права несовершеннолетних детей возлагается на маму и папу. При этом раздельное проживание родителей не является основанием для освобождения от данной функции.

    Дети не могут самостоятельно реализовывать права, поэтому этим должны заниматься законные представители. При отсутствии родителей, эта функция передается муниципальному отделу опеки. Специалисты обязаны в кратчайшие сроки подобрать приемную семью.

    Если права несовершеннолетнего уже нарушены, их восстановление возлагается на специализированные органы. При этом большое значение имеет обеспечение личной безопасности несовершеннолетнего.

    Опасность со стороны близких людей – одна из самых распространенных проблем при нарушении прав несовершеннолетних. Такие преступления часто скрыты от посторонних глаз.

    Наиболее распространенными злоупотреблениями считаются жестокое обращение, эксплуатация труда и расходование имущества. Нарушители подлежат административной и уголовной ответственности, в зависимости от тяжести преступления.

    В случае совершения правонарушения против личности несовершеннолетнего, ребенок подлежит передаче на попечение органа опеки до принятия судом решения о возврате его в семью, либо лишения родительских прав. Заявителем в подобных исках может быть прокурор, второй родитель или орган опеки.

    Ограничение подростков старше 14, но младше 18 в возможностях распоряжаться доходами

    Кроме эмансипации, есть и обратная ситуация – когда возможности подростка, достигшего 14, но младше 18 лет, урезаются. Обычно это происходит, когда несовершеннолетний неразумно распоряжается своими доходами – то есть тратит их на азартные игры, незаконно приобретаемые алкогольные напитки или наркотики и т. д.

    Для того, чтобы лишить гражданина, достигшего 14 лет, но ещё не ставшего совершеннолетним, возможности самостоятельно распоряжаться своими доходами, требуется решение суда.

    В качестве заявителей выступают родители (или иные представители) либо орган опеки. Они обращаются в суд, который в свою очередь указывает срок, на который накладывается такое ограничение. Если срок не указан, ограничение действует до совершеннолетия.

    Эта норма не касается подростков, прошедших эмансипацию. Для них ограничения наложены могут быть лишь в порядке, предусмотренном для взрослых.

    Читайте также:  Куда вложить миллион рублей для получения максимальной выгоды

    Ответственность детей за невыполнение обязанностей

    Ввиду отсутствия многих обязанностей ребенка в законодательной базе ответственность за невыполнение требований не предусмотрена. Как правило, все ограничивается только моральным порицанием.

    При грубом нарушении Устава школы (драки, воровство, аморальное поведение), ученика могут исключить из общеобразовательного учреждения и потребовать от родителей возмещения ущерба, причиненного школьному имуществу. На усмотрение администрации при первом инциденте может быть объявлен выговор нарушителю, а затем уже отчисление.

    В некоторых случаях родителей привлекут к административной ответственности за правонарушения, совершенные их детьми:

    • хулиганство;
    • распитие алкоголя;
    • употребление наркотических или иных токсических, психотропных веществ.

    Ответственность детей за невыполнение их обязанностей и нарушение прав других людей различается согласно их возрасту:

    • с 6 лет детей с асоциальным поведением, имеющих опыт бродяжничества, могут направить в специальные воспитательные учреждения для коррекции поведения;
    • с 11 лет дети, которые участвуют в социально опасных действиях, направляются в специнтернат;
    • с 14 лет возникает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (разбой, грабеж, изнасилование и др.);
    • с 16 лет наступает полная уголовная и административная ответственность за правонарушения и преступления.

    Обязанности детей перед родителями

    В Семейном кодексе Российской Федерации права и обязанности родителей тесно переплетаются между собой. Например, в ст. 63 говорится о правах и обязанностях по воспитанию и образованию: родители несут ответственность за то, чтобы их дети получили общее образование, но при этом родители имеют право выбрать, каким способом и где их дети будут его получать.

    Ст. 61. Равенство прав и обязанностей родителей.

    Ст. 62. Права несовершеннолетних родителей:

    Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

    Ст. 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:

    Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

    Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

    Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

    Ст. 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей:

    Родители обязаны вставать на защиту прав своих детей, если, конечно, это не противоречит интересам самих детей.

    Ст. 65. Осуществление родительских прав:

    Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

    Ст. 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка:

    В ст. 66 разъясняется порядок осуществления родительских прав теми родителями, которые проживают отдельно от ребенка. В частности, родитель, с которым остался ребенок, не должен препятствовать общению бывшего (или нынешнего) супруга или супруги с ребенком.

    Однако если родители так и не смогли прийти к соглашению (кстати, согласно ст. 66 СК, это можно сделать даже письменно), то спор между ними будет разрешаться с привлечением судебного законодательства, а также органов опеки и попечительства.

    Ст. 68. Защита родительских прав:

    Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

    • Поменять имя, фамилию и отчество
    • Жить за счет родителей
    • Выбирать, с кем из родителей жить после развода
    • Общаться с родными после развода родителей
    • Получить прописку по месту жительства родителя, даже если другие собственники против
    • Не соглашаться на усыновление, опекунство и восстановление родителей в правах
    • Делать покупки в магазине, получать призы и подарки с 6 лет
    • Подписывать договоры и совершать сделки с 14 лет
    • Распоряжаться своими деньгами и вкладами с 14 лет
    • Иметь свои вещи и не разрешать родителям ими пользоваться
    • Не платить штрафы, налоги и не возмещать причиненный вред
    • Учиться и лечиться за счет государства
    • Ходить в сад и школу рядом с домом
    • Учиться дома, а не в школе
    • Работать с 16 лет
    • Отказаться от лечения, прививок и обследований с 15 лет
    • Водить мопеды и легкие мотоциклы с 16 лет
    • Заниматься бизнесом и подрабатывать
    • Вступать в брак с 16 лет
    • Получать наследство, даже если завещание на других людей
    • Использовать налоговые вычеты при покупке недвижимости
    • Ездить за границу без сопровождения взрослых
    • Получить долю в доме или квартире, если на их покупку потратили маткапитал
    • Получить гражданство РФ
    • Защищать свои права и интересы
    • Требовать уведомления родителей при задержании
    • Участвовать в производстве по уголовным делам в присутствии родителей и педагога

    Нет никакой территориальной или любой иной привязки, прописка – не ключевой фактор. Родители вместе с учеником могут отдать предпочтение любому общеобразовательному учреждению (но дальше уже следовать внутренним правилам и учебной программе этого заведения, не требуя дополнительных факультативов или изменения расписания). Но при этом нужно помнить, что при зачислении приоритет получают дети, прописанные в том районе, где школа расположена. Ребенок из более отдаленного района может быть записан, если есть свободные места.

    В ст. 34 закона «Об образовании в Российской Федерации» указывается, что посещение любых факультативов – исключительно добровольное. Принуждать и оказывать давление учителя не имеют права.

    Если образование бесплатно, то за эти занятия с родителей уже будут брать деньги. Естественно, учителя заинтересованы в том, чтобы ученики посещали такие занятия. К сожалению, проблема в данном случае зачастую лежит вне законодательной плоскости: администрация оказывает давление на родителей, угрожая, что в случае отказа ребенку будут занижены оценки, а отношение к нему ухудшится. В данном случае следует апеллировать к закону и не уступать, потому что в противном случае подобная практика продолжится.

    Права и обязанности детей и родителей в Семейном кодексе

    Обязанности несовершеннолетних детей:

    • слушаться родителей или опекунов;
    • соблюдать принятые нормы поведения;
    • по достижении определенного возраста у каждого ребенка появляться дополнительные обязанности, юридическая ответственность и возможности.

    С достижением возраста дошкольного возраста, у ребенка добавляются следующие права:

    1. Производить бытовые манипуляции.
    2. Действовать в пользу своих выгод.
    3. Осуществлять покупки на денежные средства, которые были получены от родителей или с разрешения родителей.

    Также добавляются другая ответственность:

    1. Закончить школу и получить среднее образование.
    2. Действовать по правилам учебного заведения.

    В 6 лет возникают и обязательства:

    1. Перед учителями и руководством учебного заведения.
    2. За совершение поступков, которые ведут к общественной опасности, а также за прогул учебных предметов и за пьянство.
    3. Через два года появляется новое право – быть частью коллектива детских общественных организаций и принимать участие в мероприятиях.

    С первого дня юбилея (10 лет) ребенок получает новые права на:

    • Личное мнение и на участие в принятии решений в семье.
    • Выступать в судебных заседаниях, быть свидетелем.
    • Согласие по изменению имени или фамилии, на проведение усыновления, на возвращение родительских прав.

    Все права детей закреплены в семейном законе, а именно в 11 главе. Согласно ее положениям, ребенок обладает перечнем прав:

    • воспитываться в семье, где он будет получать развитие и образовательные навыки. Данные положения охарактеризованы в 54 ст;
    • несовершеннолетний имеет право общаться с родителями и с другими людьми, с которыми они связаны родственными узами. Подобное правило предусматривается 55 ст настоящего кодекса, оно действует даже если родители не состоят в официальных брачных отношениях;
    • в 56 статье указывается, что каждый ребенок вправе рассчитывать на защиту его законных интересов;
    • каждый ребенок, вне зависимости от своего возраста, может выражать свои мысли и взгляды, при чем с его мнением должны считаться (ст 57);
    • согласно 58 статье СК РФ самыми главными правами (иметь имя, фамилию и отчество) он наделяется законодательством с рождения;
    • в 59 ст. указывается, что несовершеннолетний имеет право сменить свои личные данные по достижению 14 лет, когда будет получать паспорт России;
    • все малыши с рождения имеют право на предоставление им части жилья от родителей. Это правило указывается в 60 ст.

    То, что делает ребенок и все его обязательства по дому определяются родителями. Главное, чтобы они не противоречили установленным законодательным нормам.

    К обязательствам детей относятся:

    • быть образованным на базовом уровне;
    • соблюдать нормы приличия и поведения в различных заведениях, в частности в образовательных организациях и в общественных местах;
    • исполнять возложенные на него обязательства определенными лицами;
    • всегда следовать уставу образовательного учреждения, где он обучается, так как нарушение установленных норм поведения карается наказанием;
    • регистрироваться в воинской части для прохождения обязательной службы. В России, данные обязательства распространяются только для детей мужского пола;
    • после становления совершеннолетним обеспечивать опеку, если понадобится, своим близким родственникам, особенно нуждающимся родителям.
    Читайте также:  Прибавка к пенсии за стаж более 30 лет в 2023 году

    Кроме обязательств, у малолетнего ребенка возникает однозначная ответственность. В случае, если он совершит какое-либо правонарушение, он может быть привлечен к ответственности с 14 лет (даже к уголовной). Мера наказания зависит от тематики преступления, которое совершил ребенок.

    Права и обязанности несовершеннолетних граждан России закреплены законом. Среди их прав — есть право рассчитывать на предоставление защиты. Поэтому законом предусмотрены конкретные учреждения, занимающиеся защитой прав граждан до 18 лет. В 18 лет они обретают полный объем правоспособности и дееспособности.

    Защита прав несовершеннолетних детей главным образом возложена на государственные органы власти на организации, осуществляющие областное самоуправление. Государственные органы становятся на защиту малолетних, когда их официальные опекуны или родители не в силах этого сделать.

    Конституционно-правовой статус ребенка: понятие и структура

    Рассмотрим общее понятие правового статуса человека, без четкой характеристики юридической природы которого невозможно двинуться дальше в намеченном исследовании.

    На протяжении четырех последних десятилетий понятие «правовой статус» было одним из ключевых в юридической науке. Особый интерес к нему назрел в 70-80-е гг. прошлого столетия, когда в ходе бурного развития теоретической юриспруденции получили всестороннее освещение все основные правовые категории, характеризующие человека как субъекта права. В более ранний период сама постановка вопроса о юридической природе этих явлений, как правило, отсутствовала даже в специальных работах, посвященных рассмотрению прав и обязанностей личности.

    Как и любой другой общетеоретический термин, «правовой статус» достаточно многозначен, что определяет широту его применения. В российском конституционном праве данное словосочетание употребляется как в отношении отдельных индивидуумов (человека, гражданина, ребенка и т.д.), так и применительно к различным коллективным субъектам — группам граждан и даже субъектам Российской Федерации (к примеру, ч. 1 ст. 66 Конституции РФ содержит положение о том, что статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики).

    Подобная многозначность понятия берет свое начало со времен СССР, и многие страны нынешнего СНГ восприняли её как должное и переняли разные случаи употребления термина в своем конституционном законодательстве. Так, с одной стороны, в части 1 статьи 13 Конституции Кыргызской республики говорится о правовом статусе человека, определяемом его гражданством. С другой стороны, статья 100 Конституции Украины содержит положение о правовом статусе Совета Национального банка Украины, а Конституция Эстонской Республики в 144 главы 10 упоминает «правовой статус канцлера юстиции».

    Сам термин «статус», если верить толковому словарю СИ. Ожегова, означает «положение, состояние».1 Действительно, каждый человек, являясь членом общества, занимает в нем определенное социальное положение, характеризуемое конкретным юридическим состоянием. Закрепление характерных черт этого состояния в нормах права, придание субъекту конкретного юридического наполнения и является, по мнению автора настоящего исследования, правовым статусом.

    «Правовой статус» с самого начала употребления этого понятия понимался различными авторами по-разному. Связано это было, в первую очередь, с тем, что все попытки дать дефиницию термина сводились, по сути, к определению его структуры и составляющих его элементов, каковые трактовались авторами очень широко. Неизменными в предлагаемых перечнях были и остаются только права, свободы и обязанности, что позволяет сделать вывод о том, что именно эти элементы являются ключевыми и системообразующими, а следовательно, они и должны класться в основу определения правового статуса.

    Исходя из этой посылки, автор работы предлагает понимать под правовым статусом комплексный правовой институт, представляющий собой систему закрепленных правом и гарантированных государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающих в качестве юридических возможностей для удовлетворения тех или иных социальных притязаний личности и, следовательно, играющих роль юридического средства для удовлетворения этих притязаний. Схожего рода определения встречаются, например, в работах А.Г. Бережнова и С.А. Комарова , а также в ряде современных учебных пособий.

    Отметим существование и иных трактовок. Так, Н.В. Витрук делает акцент на том факте, что правовой статус определяет социально допустимые возможности, «потенции» личности не просто как индивида, а как гражданина государства. Примерно такие же суждения высказываются в работах В.А. Кучинского, полагающего, что правовой статус всегда характеризует особое родовое социальное явление — гражданина.

    С приведенной точкой зрения автору трудно согласиться. Приняв такую позицию, юриспруденция вынуждена была бы признать, что наличие правового статуса у отдельно взятого индивида всегда ставится в зависимость от его связи с конкретным государством. Иными словами, нет гражданства — нет и правового статуса, а значит, нет прав, свобод и обязанностей. Однако подобное в современном мире с известными и гарантированными всеобщими правами человека просто невозможно. Каждый человек обладает неким собственным правовым статусом, базирующимся на общих положениях, гарантированных вне зависимости от его гражданства. Другое дело, что принадлежность личности к тому или иному государству, бесспорно, накладывает существенный отпечаток на его правовой статус как гражданина этого государства. Особенно важным подобное умозаключение представляется в контексте изучения конституционно-правового статуса, ведь он, являясь отраслевым видом правового статуса, регулируемым Основным Законом страны, как никакой другой испытывает на себе влияние правящих сил государства, заложивших основу формирования национальной правовой системы в процессе принятия Конституции.

    Что могут ваши дети? Список домашних обязанностей по возрастам

    В 2–3 года:

    • убирать игрушки;
    • складывать грязную одежду в корзину;
    • убирать книги и журналы
    • накладывать в мисочку корм для домашнего питомца (с небольшой помощью);
    • вытирать пролитое;
    • вытирать пыль.

    С определенного момента я пришла к выводу, что не надо давать детям какие-то обязанности кроме одной: убирать за СОБОЙ. Если все члены семьи это делают, то мне остается мизер. У старшего сына своя комната, выделялась с условием, что он будет содержать ее в порядке. Раз в неделю он ее пылесосит, вытирает пыль. Я делаю контрольную уборку где-то раз в 2 месяца. Сам гладит школьные брюки, чистит ботинки (и мне тоже).

    Средняя имеет свой шкаф-стол, их содержит в порядке, вытерает пыль. Муж раз в неделю пылесосит всю квартиру (кроме комнаты старшего), гладит.

    Посуду каждый сам со стола ставит в раковину, муж загружает в машинку. В магазин тоже ходит муж (иногда сын). На мне готовка, стирка, мытье полов.

    Дашук, участница конференции на 7е

    В 4–5 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • убирать свою постель;
    • выбрасывать мусор;
    • убирать со стола;
    • поливать растения;
    • приготовить завтрак из хлопьев.

    В 6–7 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • рассортировать белье;
    • подметать;
    • помогать готовить и упаковывать завтрак;
    • накрывать на стол;
    • убирать в спальне;
    • наливать напитки;
    • отвечать на телефонные звонки.

    В 8–9 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • загружать посуду в посудомоечную машину;
    • разбирать купленные продукты;
    • помогать готовить ужин;
    • готовить свою одежду для стирки;
    • чистить овощи;
    • делать тосты;
    • гулять с собакой.

    У нас проблемы с мытьем полов. Меня в детстве заставляли мыть полы — я ужас как не любила, теперь такое же отношение у дочерей. И мне тут задумалось — а как у сына изменить отношение? То есть как-то переместить нелюбимую всеми работу из зоны недовольства в зону радости?

    Поговорили с дочкой, придумали — когда вся семья (кроме мамы) моет пол, мама печет особый «уборочный» пирог, который потом все, участвующие в уборке, едят. Правда, у нас это недавнее введение, пирог был только один. Но четырехлетка так его и называл — «уборочный» пирог, так что, может, и получится…

    Eugenie, участница конференции на 7е

    В 10–12 лет:

    • все вышеперечисленное;
    • доставать посуду из посудомоечной машины, убирать ее на место;
    • складывать выстиранное белье;
    • убирать в ванной;
    • готовить простые блюда;
    • стирать;
    • стричь газон;
    • убирать свою постель и менять постельное белье;
    • убираться в кухне;
    • присматривать за младшими братьями и сестрами.

    Равноправие всех детей

    Уровень защиты прав человека в разных странах значительно отличается. То же самое можно сказать и о соблюдении прав детей. Права и обязанности ребенка РФ сегодня защищаются законодательно. Но не всегда. Как известно, уровень демократии в стране определяется уровнем защищенности людей. Права, обязанности родителей и детей в странах демократического толка (США, Великобритания, Канада, Германия и другие европейские государства) реализуются и соблюдаются на должном уровне. Да, мы говорим о правах и обязанностях как о едином целом. В обществе должен быть и порядок. Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *