Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.
Порядок получения УТС
Если обстоятельства ДТП и характеристики авто соответствуют условиям, допускающим автовладельцу возможность претендовать на возмещение утраченной стоимости машины по ОСАГО, алгоритм действий по получению компенсации следующий:
- обратиться к страховщику, сообщив о факте происшествия и заявив о необходимости возмещения по страховке;
- написать необходимое заявление и предоставить документацию, предусмотренную для рассмотрения страхового случая;
- предъявить автомобиль к экспертизе;
- после оценки состояния машины, выполнить ремонт в СТО, предложенном страховой компанией;
- обратиться к независимым экспертам для оценки стоимости ремонта с учетом оплаты услуг специалистов и приобретения замененных деталей, цены машины после восстановления и сравнения с авто аналогичных характеристик, не побывавших в ДТП;
- когда получены результаты независимой экспертизы со сравнительным анализом, необходимо подать заявление страховщику о возмещении УТС автомобиля;
- в случае отказа страховой компанией или не предоставления отрицательного ответа в письменном виде в течение пяти рабочих дней, автовладельцу необходимо подавать исковое заявление в судебную инстанцию.
Бумага составляется в двух экземплярах, один из которых, с отметкой о получении (даты и входящего номера регистрации корреспонденции в СК), остается у автолюбителя.
Кроме перечисленного, в 2023 году владелец машины должен предварительно провести необходимые досудебные действия, без выполнения которых рассмотрение дела в судебной инстанции не увенчается успехом. Для этого страховщику направляется досудебная претензия с изложением предъявленных требований и уведомлением о намерении обратиться в суд.
Вопрос | Ответ |
---|---|
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2023 году? | Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех. |
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? | Нет. |
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? | Виновник ДТП. |
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? | Да. |
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? | Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре. |
Методика Министерства юстиции
Метод Министерства юстиции применяется судебными экспертами. Расчет производится по следующей формуле:
УТС = цена авто до аварии х сумма коэффициентов для каждого элемента, требующего восстановления : 100
Коэффициент определяется экспертами. Процесс осуществляется по следующим правилам:
- если необходимо заменить сваренные между собой элементы, значение показателя будет снижено на 20%;
- если присутствует необходимость покрыть автомобиль лаком или краской, это снизит стоимость;
- цена ремонта съемных деталей вместе с УТС не может быть больше, чем приобретение и процесс замены;
- если обнаружено, что до аварии было осуществлено сравнение кузовного перекоса, значение коэффициента будет вдвое ниже.
Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?
Взыскать УТС автомобиля в 2023 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:
- полис КАСКО;
- бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
- бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
- протокол о ДТП;
- бумаги, предоставленные оценщиком.
В каких случаях выплата УТС по ОСАГО не осуществляется
По автогражданке не всегда можно возместить утрату стоимости. У вас не получится это сделать, если:
- ДТП произошло в результате действий заявителя.
- пострадавшая сторона самостоятельно произвела восстановительные действия, в результате которых нельзя определить величину УТС, либо УТС появилась из-за подобного ремонта.
- транспортное средство не отвечает установленным параметрам (большой уровень износа либо срок использования).
- в полисе обозначено, что он не распространяется на потерю стоимости.
- пострадавший не обратился за возмещением.
- потерпевший прежде обращался за компенсацией и получил по ней максимально установленную сумму в 400 тысяч рублей.
Чтобы избежать денежных потерь, следует внимательно прочитать договор страхования и чётко следовать всем правилам, которые установлены для получения компенсации полученного вреда.
Необходимо понимать механизм возникновения утраты товарной стоимости. Как уже говорилось, утрата товарной стоимости возникает при возникновении аварийной ситуации и проведении ремонтных работ, связанных с восстановлением транспортного средства. При повреждении машины происходит разрушение лакокрасочного покрытия, съёмных и несъёмных элементов конструкций машины.
- Оцените целесообразность своего требования (сравните разницу стоимости битых машин своей марки с аналогичными целыми).
- Подготовьте два экземпляра заявления на возмещение УТС.
- Обратитесь с заявлением в свою страховую компанию, оставив себе один экземпляр с отметкой о приеме.
- В случае отказа или несогласия с размером возмещения обратитесь к независимому эксперту для оценки и расчета УТС.
- Собрав необходимый пакет документов, вместе с автоюристом подайте иск в суд (затраты на судебные издержки вам также должны возместить).
Требования единой методики являются обязательными к использованию страховыми компаниями и их представителями при самостоятельном проведении осмотра пострадавшего автомобиля, а также при проведении судебных и независимых экспертиз.
Об обязательных условиях для получения выплат
Как рассчитать УТС автомобиля онлайнЦена починки элемента = коэффициент изменения КТС, зависящий от износа деталей х сумма коэффициентов изменения УТС х стоимость покупки деталей в розницу Первое место по важности занимает документация с соответствующим официальным заверением.
Допустим, изначальная стоимость машины составляла 1000000 руб. Сумма коэффициентов износа составила 0,2. Тогда утерянная стоимость автомобиля по ОСАГО будет равна 1000000 х 0,2 : 100 = 2000
Как взыскать утрату товарной стоимости автомобиля по КАСКО?
Взыскать УТС автомобиля в 2023 году можно и по КАСКО. Правило закреплено постановлением Пленума ВС от 27 июня 2013 года. Схема получения денежных средств не отличается от классической. Гражданину предстоит обратиться в свою страховую компанию с заявлением о возмещении утраченной стоимости. Дополнительно стоит привлечь к процедуре независимого оценщика, который определит размер компенсации по УТС. Если страховщик отказывается предоставлять возмещение, потребуется подать иск в суд. В нём указываются претензии к организации. Иск дополняется пакетом документов. В него нужно включить:
- полис КАСКО;
- бумаги, подтверждающие, что машина принадлежит истцу;
- бумаги от СТО, в которых указаны требуемые детали и их стоимость, а также цена ремонта;
- протокол о ДТП;
- бумаги, предоставленные оценщиком.
Что такое УТС и как за нее получить компенсацию?
После попадания машины в ДТП её ценность на вторичном рынке значительно снижается. Никто не хочет покупать битый автомобиль по той же цене, по которой можно приобрести машину без повреждений. Но что в таком случае делать людям, в авто которых не по их вине въехал другой водитель? Выходит, что из-за чужой невнимательности на дороге стоимость транспортного средства становится ниже. В таком случае у водителя есть возможность получить дополнительную компенсацию.
Таким образом, УТС – это уменьшение цены на транспортное средство в связи с его починкой после попадания в дорожно-транспортное происшествие. Либо еще можно сказать, что УТС – это определенная разница в цене двух полностью идентичных автомобилей на рынке. Для начала берется одно ТС, которое никогда не получало повреждений в ДТП. После этого его сравнивают с другим, которое ранее уже приходилось ремонтировать после аварии.
К утрате товарной стоимости относят следующие случаи:
- когда был поврежден внешний вид корпуса автомобиля: отбита краска, отколота часть корпуса;
- снижение прочности узлов авто и прочих деталей;
- ухудшение технических характеристик машины.
Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО: как рассчитать и как получить
Что делать, если отказали в выплате?
Это выгодно, быстро и удобно и виновнику ДТП и потерпевшему. Продавец продает Услугу в соответствии с действующим прейскурантом, опубликованным на интернет-сайте Продавца, а Покупатель производит оплату и принимает Услугу в соответствии с условиями настоящего Договора. В поля на платежной странице требуется ввести номер карты, имя владельца карты, срок действия карты, трёхзначный код безопасности (CVV2 для VISA или CVC2 для MasterCard). Все необходимые данные отображены на поверхности банковской карты.
Показатели А и Б требуются для определения коэффициента утраты товарной стоимости.
Обычно длительность срока, в течение которого необходимо будет сдать документы в страховую, уведомить её о возникновении ДТП, составляет порядка 7 дней. Но чем быстрее будет оформлен страховой случай — тем лучше для самого застрахованного.
Коэффициенты утраты товарной стоимости
При учете УТС для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять УТС для их частей. Поэтому подпункты таблиц П 5.1 и П 5.2 не могут использоваться совместно с основным пунктом.
Таблица П 5.1. Коэффициенты утраты товарной стоимости для легковых автомобилей и грузовых на их базе
N | Наименование элемента | Замена | р. N 2 | р. N 3 — 4 |
Передняя часть | ||||
1 | Капот | — | 0.3 | 0.7 |
2 | Панель передка (рамка радиатора) в сборе (для съемных панелей УТС при замене — 0) | 0.5 | 0.2 | 0.4 |
2.1 | Поперечина передка (рамки радиатора) верхняя | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
2.2 | Поперечина передка (рамки радиатора) нижняя | 0.3 | 0.1 | 0.2 |
3 | Брызговик облицовки радиатора съемный | — | 0.1 | 0.2 |
4 | Брызговик облицовки радиатора несъемный | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
5 | Крыло съемное | — | 0.1 | 0.3 |
6 | Крыло не съемное | 0.5 | 0.3 | 0.5 |
7 | Брызговик переднего крыла без лонжерона (в т.ч. в сборе с верхними усилителями) | 1.7 | 0.7 | 1 |
8 | Лонжерон передний без брызговика крыла | 0.7 | 0.3 | 0.8 |
9 | Щит передка (в т.ч. в сборе с надставкой) | 0.7 | 0.4 | 0.7 |
9.1 | Надставка щита передка | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
10 | Короб воздухопритока | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
11 | Панель рамы ветрового окна | 0.7 | 0.4 | 0.5 |
11.1 | Нижняя часть панели рамы ветрового окна | 0.4 | 0.2 | 0.3 |
Средняя часть | ||||
12 | Дверь боковая | — | 0.2 | 0.4 |
13 | Панель крыши (в т.ч. с поперечинами) | 1.5 | 0.7 | 1.7 |
14 | Панель крыши боковая (конструктивно — отдельный элемент) | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
15 | Боковина кузова с задним крылом (конструктивно — единый элемент) | 2 | — | — |
15.1 | Боковина кузова без заднего крыла (конструктивно — отдельные элементы) | 1.5 | — | — |
15.2 | Верхняя часть боковины (от передней до задней стойки) | 0.5 | 0.5 | 1 |
15.3 | Стойка боковины передняя (от крыши до порога) | 0.7 | 0.3 | 0.4 |
15.4 | Стойка боковины задняя (от крыши до порога) | 0.5 | 0.3 | 0.4 |
15.5 | Стойка ветрового или заднего окна (часть передней или задней стойки боковины или рамки окна) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
15.6 | Стойка боковины центральная | 0.5 | 0.3 | 0.4 |
15.7 | Нижняя часть боковины (порог) | 0.5 | 0.5 | 1 |
16 | Пол салона | 3 | 0.7 | 1.4 |
17 | Лонжерон, поперечина пола салона | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
Задняя часть | ||||
18 | Дверь задка, крышка багажника | — | 0.3 | 0.7 |
19 | Панель задка (в т.ч. в сборе с усилителем или поперечиной) | 0.4 | 0.3 | 0.5 |
20 | Крыло (конструктивно — отдельный элемент) | 0.5 | 0.3 | 0.5 |
21 | Крыло — панель боковины задняя наружная (конструктивно — единый элемент с боковиной кузова) | 0.6 | 0.4 | 0.7 |
22 | Арка заднего колеса в сборе (наружная и внутренняя части; включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) | 0.4 | 0.3 | 0.4 |
22.1 | Арка заднего колеса наружная (включая заднюю часть внутренней боковины, если конструктивно — единый элемент) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
22.2 | Внутренняя панель боковины — задняя часть (конструктивно — отдельный элемент) | 0.2 | 0.1 | 0.2 |
23 | Пол багажного отделения (в т.ч. с надставками) | 0.6 | 0.4 | 0.6 |
23.1 | Надставка пола багажного отделения боковая или задняя | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
24 | Лонжерон задний | 0.7 | 1 | 1.5 |
25 | Надставка передней поперечины заднего пола (или поперечина с надставкой) | 0.3 | 0.2 | 0.3 |
26 | Панель рамы окна задка | 0.7 | 0.4 | 0.5 |
26.1 | Нижняя поперечина рамы окна задка (в т.ч. с задней полкой) | 0.4 | 0.2 | 0.3 |
Окраска | ||||
27 | Полная или наружная окраска кузова | 5 | ||
28 | Окраска одного наружного элемента кузова: | |||
окраска первого элемента (Кутс окр(1)) | 0.5 | |||
окраска второго и каждого следующего элемента (Кутс окр(N-1)) | 0.35 | |||
Разборка, устранение перекосов | ||||
29 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 1 | ||
29.1 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке передней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.4 | ||
29.2 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке задней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.3 | ||
29.3 | Нарушение целостности заводской сборки при полной разборке верхней или нижней части салона легкового автомобиля, микроавтобуса | 0.15 | ||
30 | Перекосы: | |||
несложный | 1 | |||
средний | 2 | |||
сложный | 3 | |||
особо сложный | 5 |
Общие положения новой методики по расчету утраты товарной стоимости
Под товарной стоимостью автомобиля понимается цена, за которую машину можно реально продать на рынке. Конечно, это очень условный показатель, так как он зависит от региона регистрации ТС, состояния рынка спроса и предложения, массовости или уникальности машины. Даже незначительное повреждение авто при ДТП влияет на товарную стоимость автомобиля, так как ремонт никогда не приведет к восстановлению исходных характеристик.
При расчете выплат по ОСАГО утрата товарной стоимости автомобиля является одной из ключевых проблем:
- в Законе № 40-ФЗ и Правилах ОСАГО содержаться очень расплывчатые формулировки для расчета УТС;
- большинство страховых компаний всегда отказывают в возвещении утраты товарной стоимости, даже если в экспертном заключении сделан объективный расчет;
- при рассмотрении спора в суде также возникают проблемы, так как единая методика ЦБ РФ не содержит правил расчета УТС.
Если для «древней» подержанной машины утрата товарной стоимости не столько критична, то для новых авто разница в цене может составлять десятки и сотни тысяч рублей.
Особенности расчета УТС после ДТП
В проекте методики предусмотрены и специальные особенности, которые будут учитываться при расчете утраты товарной стоимости. УТС рассчитывается для транспортных средств, при осмотре которых выявлена необходимость выполнения одного из следующих видов ремонтных работ:
- устранение перекоса кузова (проема) или рамы транспортного средства;
- замена несъемных элементов кузова машины (полная или частичная);
- ремонт съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение) авто (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
- полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова транспортного средства, бамперов;
- полная или частичная разборка салона автомобиля.
Не будет рассчитываться показатель УТС:
- эксплуатационные повреждения лакокрасочного покрытия в виде меления, трещин, а также повреждений, вызванных механическими воздействиями (незначительных по площади сколов, рисок, не нарушающих защитных функций лакокрасочного покрытия составных частей оперения; одиночного эксплуатационного повреждения оперения кузова (кабины) в виде простой деформации, не требующего окраски площадью не более 0,25 дм2);
- повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид автомобиля (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.).
Величина утраты товарной стоимости зависит от вида, характера и объема повреждений и ремонтных воздействий по их устранению. Величина утраты товарной стоимости при повреждении транспортного средства определяется в отношении каждого поврежденного элемента и рассчитывается по формуле, указанной в методике.
Значение коэффициента утраты товарной стоимости при подетальной окраске наружных поверхностей кузова рассчитывается по формуле:
КУТСокр = КУТСокр(1) + КУТСокр (N-1)ˑ(N — 1), %, где:
- КУТСокр – коэффициент утраты товарной стоимости при поэлементной окраске наружных элементов;
- КУТСокр(1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске первой кузовной составной части или бампера;
- КУТСокр(??−1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера;
- N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата товарной стоимости.
При учете утраты товарной стоимости для узлов в сборе недопустимо дополнительно применять утрату товарной стоимости для их частей.
Как составить заявление на УТС по ОСАГО в страховую компанию?
Заявление в страховую компанию составляется в обязательном порядке и регистрируется в канцелярии страховой фирмы в 2 экземплярах. Первый заверенный экземпляр отправляется на рассмотрение руководства компании, а второй передаётся заявителю.
Следует отметить, что порядок возмещения УТС в России ещё не разработан до конца, чем пользуются страховщики, отказывая в выплатах. Именно поэтому сразу же стоит составить исковое заявление, чтобы сотрудники страховой компании понимали серьёзность намерений водителя повреждённого авто.
Исковое заявление включает в себя следующие пункты:
- наименование судебной инстанции;
- данные ответчика — страховой компании;
- данные истца, то есть клиента страховой организации;
- данные виновника ДТП, считающегося третьим лицом;
- цена иска;
- размер государственного сбора;
- описание ДТП;
- характер повреждений машины.
Далее следует указать тот факт, что истец является клиентом страховой организации, что подтверждено текущим полисом ОСАГО. В документе важно ссылаться на статьи закона, подтверждающие право страхователя на получение возмещения по УТС.
Что делать при отказе в возмещении ущерба по УТС?
Если страховая компания при рассмотрении заявления на возмещение материального ущерба по УТС вынесла отрицательное решение, не стоит опускать руки. Зачастую отказы страховых компаний не обоснованы, и у заявителя всегда есть возможность оспорить полученный документ в суде.
Участие в судебном процессе требует наличия на руках у истца:
- пакета оригинальных документов ГИБДД, подтверждающих наступление страхового случая,
- документов станции техобслуживания, подтверждающих выполнение восстановления транспортного средства;
- заключений экспертной комиссии;
- официально оформленного отказа страховой компании.
Основным документом для принятия судом решения в пользу истца является результат экспертизы, определяющей сумму УТС и критерии ее расчета. Затраты на участие в судебном процессе состоят из оплаты государственной пошлины, размер которой установлен гражданско-процессуальным кодексом.