Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «14. Президентская и парламентская республики: общее и особенное». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В данной форме правления особая роль отводится президенту. В его руках сосредоточены все полномочия. Отличительной особенностью является разделение властей – исполнительная сосредоточена в руках первого лица, а законодательная – парламент.
Парламентская республика
Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:
- Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
- Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
- Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.
К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.
Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.
Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.
Несмотря на то, что существует много различий, сходств также не мало.
Прочитать, на каком самолете не страшно лететь: Боинг-727 или ТУ-154 можно здесь
Сходства:
- судебная власть подчинена закону, влияние исполнительной, законодательной отсутствует;
- имеются различные комитеты, которые принимают активное участие в жизни страны;
- закреплено право предлагать и утверждать документы финансового характера.
Отличия:
парламентская | президентская |
Глава избирается не народом | Выбор президента осуществляется на выборах |
Руководитель правительства является значимым должностным лицом | В руках главы государства сосредоточена вся власть |
Членов аппарата избирают депутаты | Министров и главу правительства назначает самостоятельно |
Координация деятельности президента производится собранием | Внешняя политика полностью под управлением главы страны |
Какие страны обладают парламентской формой управления? Стоит отметить, что государств с подобным устройством не так уж и много. Однако наиболее классические формы парламентского устройства зафиксированы в Германии, Австрии, Индии, Италии, Греции и некоторых других странах. Примеры президентской республики выделяются в США, Беларуси, Казахстане, Мексике и многих других странах.
Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:
- парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием — как в республике президентской;
- в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
- в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.
Определение парламентской формы правления
Парламентская форма правления представляет собой систему демократического управления страной, в которой исполнительная власть является производной от законодательного органа, то есть парламента. Здесь исполнительная власть делится на две части: глава государства, то есть президент, который является только номинальным исполнительным лицом, и глава правительства, то есть премьер-министр, который является реальной исполнительной властью.
Согласно этой системе, политическая партия, получившая максимальное количество мест во время федеральных выборов, в парламенте формирует правительство. Партия выбирает члена, как лидера, который назначается президентом премьер-министром. После назначения премьер-министра из него формируется кабинет, члены которого должны быть вне парламента. Исполнительный орган, т.е. Кабинет министров, подотчетен законодательному органу, т.е. Парламенту.
Отличия президентской от парламентской республики
Как уже понятно из наименования представленной формы, основную роль в управлении и формировании государственного уклада играет парламент. Парламент, в свою очередь, выбирает премьер-министра (председателя правительства). Этот процесс происходит на основании большинства голосов от той или иной парламентской фракции. Исполнительная власть в парламентской республике, таким образом, возглавляется премьер-министром, а не президентом.
Помимо этого, любая парламентская республика обладает рядом важнейших признаков. Здесь стоит выделить:
- избрание главы государства парламентским большинством;
- президент остается, строго говоря, в стороне: за ним закреплены лишь редкие представительские функции;
- правительство находится под контролем парламента.
Какие страны обладают парламентской формой управления? Стоит отметить, что государств с подобным устройством не так уж и много. Однако наиболее классические формы парламентского устройства зафиксированы в Германии, Австрии, Индии, Италии, Греции и некоторых других странах. Примеры президентской республики выделяются в США, Беларуси, Казахстане, Мексике и многих других странах.
Чем отличается президентская республика от парламентской? Стоит выделить самые основные и важные различия:
- парламентская республика предполагает избрание президента парламентским большинством, а не народным голосованием — как в республике президентской;
- в президентской республике глава государства обладает гораздо большими и обширными полномочиями, чем в парламентской;
- в президентской республике главой государства избираются председатель правительства и различные министры; при парламентской форме правления эти должностные лица избираются специальным парламентским аппаратом.
Виды республик. Чем отличается парламентская и президентская республика?
В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.
В таком виде республики правительство ответственно только перед парламентом и осуществляет свою деятельность лишь с его одобрения. Как правило, оно не избирается, а формируется из депутатов, партии которых имеют большинство в парламенте.
Президент во всех странах избирается по-разному. В некоторых государствах, таких как Мальта, Чехия, Словакия, его назначает парламент, в других для этого существует отдельный орган. В Германии выбор главы государства предоставляется Федеральному собранию, которое состоит из депутатов парламента и депутатов региональных земель. В Австрии и Турции его выбирает население государства.
Смешанный вид республики также называют полупрезидентским. Он сочетает в себе черты обеих форм. Так, никто из органов не получает перевес в полномочиях, а исполнительная и законодательная власть обладают рычагами взаиморегулирования и контроля.
Смешанная форма правления характерна для Франции, Португалии, Ирландии, Болгарии, Киргизии, Румынии, Финляндии, Литвы и т. д.
Правительство в такой республике формируется президентом, но парламент может высказать ему недоверие и потребовать роспуск. Сам парламент может быть распущен президентом.
Правда, в некоторых странах такой возможности нет, и он должен работать столько, сколько предполагает конституция.
Парламентская и президентская республика: сходство и различие
Большинство современных республик являются президентскими (около 130). Полнота власти сосредоточена в руках президента, обладающего широкими полномочиями. Ему принадлежит право формирования кабинета министров (правительства), руководство вооруженными силами. Он выступает от лица страны на международной арене. В компетенцию главы государства входит:
- принятие решения о роспуске парламента,
- нормотворчество,
- ветирование парламентских постановлений, в том числе, касающихся принятия законов.
Смешанная разновидность включает типы: президентско-парламентский и парламентско-президентский. Смешанная республика – это форма правления, которая совмещает черты двух основных видов.
Для нее характерно:
- Существование постов президента и премьер-министра.
- Избрание руководителя государства через всеобщие выборы.
- Отчетность правительства перед парламентом.
- Возможность роспуска парламента по указу президента.
Объем имеющихся у главы полномочий не совпадает с мерой его ответственности, что позволяет ему уклоняться от ответа за принятые решения. Это пагубно отражается на доверии народа к властным структурам.
Смешанные республики —, Франция, Польша, Россия, Украина, Армения, Литва.
На рубеже 20-21 веков появилась новая тенденция – приобретение государствами с выборной формой власти признаков монархического правления. В эту категорию входят страны, где действует жестко централизованный механизм управления (автократия, тоталитаризм). В сложившихся условиях президент выдвигает своего преемника из числа ближайших родственников. Выборы, проводимые в соответствие с Конституцией, лишь подтверждают легитимность власти. Новое понятие, монократия – это форма трансляции полномочий по наследственному признаку.
Внимание! Некоторым монархиям с федеративным устройством государства присущи черты выборной власти. В Малайзии и ОАЭ президента федерации выбирают из числа наследственных правителей (султанов, эмиров).
Предпосылкой для установления монократического устройства стало внедрение сверхпрезидентских полномочий. Что такое «суперпрезидентство», уяснить несложно. Понятие суперпрезидентская республика означает возможность избрания кандидата на высший пост без ограничения числа сроков правления, а также сосредоточение в руках лидера максимальных полномочий. Одним из примеров «сверхпрезиденства» долгое время являлась принильская республика (АРЕ).
Последующей ступенью на пути к монократии служит введение пожизненного президентства. Первой страной стала Индонезия, где в 1963 г. пожизненное лидерство было закреплено за президентом Сукарно.
Монакратические государства характерны для развивающихся регионов Азии, Африки, Америки. Самым ярким примером «монархизации» является КНДР, где у державного кормила находится уже третье поколение одной семьи руководителей:
- 1-й президент Ким Ир Сен (отец),
- 2-й Ким Чен Ир (сын),
- 3-й Ким Чен Ын (внук).
Нормальное функционирование государства невозможно без тесной взаимосвязи и разделения полномочий между главными органами власти. Каждый из них имеет свое поле деятельности:
- Парламент разрабатывает и принимает законы.
- Правительство осуществляет мероприятия, направленные на выполнение законодательных норм.
- Судебные инстанции контролируют исполнение законов, устанавливают ответственность за нарушение.
Дифференциация властных структур помогает избежать злоупотреблений, быстрее решать возникшие проблемы. В отличие от монархий при республиканской форме правления все органы власти избираются от лица народа – прямым либо косвенным голосованием, поскольку слово республика в переводе с латыни означает «общественное дело».
Первостепенное значение имеет фактор ответственности лидеров за принятие решений. В случае если работа государственного механизма застопорилась или дает сбой, предусмотрены действия по снятию или отказу от полномочий (уход в отставку, роспуск парламента, импичмент).
Республика (лат. respublica – общественное дело) – форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Чем отличается президентская республика от парламентской? Понятия и примеры
Линии сравнения | Президентская | Полупрезидентская (смешанная) | Парламентская |
Порядок избрания президента | Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). | Избирается на заседании парламента. | |
Порядок образования правительства | Президент формирует правительство при определенном парламентском контроле. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. | Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии. |
Ответственность правительства | Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. | Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. | Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечет за собой отставку правительства. |
Право роспуска парламента у президента | Отсутствует. | Президент имеет право роспуска парламента. | |
Наличие поста премьер- министра | Отсутствует. | Существует пост премьер-министра. | |
Объем полномочий президента | Президент — не только глава государства, но и глава исполнительной власти. | Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. | Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает. |
Современные государства | США, страны Латинской Америки | Австрия, Россия, Франция | Индия, Италия, ФРГ, Швейцария |
В приведённом списке указаны черты сходства парламентской и президентской республик и их отличия. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем — черт отличия.
Сборник идеальных эссе по обществознанию
Этот вид республики предусматривает большую ответственность и полномочия для должности президента. Президентская форма правления существует в США, Казахстане, Беларуси, Камеруне, большинстве стран Центральной и Южной Америки.
В такой системе президент избирается населением или коллегией выборщиков, парламент при этом не участвует. Он является главой государства и главой правительства, сосредотачивая в своих руках всю исполнительную власть. Он самостоятельно формирует кабинет министров, который ему подконтролен. Правительством страны становится партия, которую он возглавляет, при этом президент может распустить правительство, если на это будут основания.
В парламентской республике президенту отводится незначительная роль. Все важные решения принимает коллегиальный орган, а глава государства не обладает реальными полномочиями. В основном он является представительным лицом страны на международной арене. Парламент, напротив, является реальной главой государства. Он принимает законы, утверждает бюджет, определяет курс развития страны.
Смешанный вид республики также называют полупрезидентским. Он сочетает в себе черты обеих форм. Так, никто из органов не получает перевес в полномочиях, а исполнительная и законодательная власть обладают рычагами взаиморегулирования и контроля.
Смешанная форма правления характерна для Франции, Португалии, Ирландии, Болгарии, Киргизии, Румынии, Финляндии, Литвы и т. д. Правительство в такой республике формируется президентом, но парламент может высказать ему недоверие и потребовать роспуск. Сам парламент может быть распущен президентом. Правда, в некоторых странах такой возможности нет, и он должен работать столько, сколько предполагает конституция.
Республики могут делиться не только на парламентские, президентские и смешанные. По форме государственного устройства они, как и монархии, бывают федеративными (Швейцария, Россия, Германия) и унитарными (Италия, Венгрия, Исландия, Франция). В первом случае они содержат в составе субъекты (области, края, кантоны), которые обладают определенной самостоятельностью, но не являются суверенными. Во втором случае таких субъектов нет.
Кроме того, некоторые республики не вписываются в три основных вида и обладают своими нюансами. В истории таким примером является Советский Союз, где принцип разделения отсутствовал, и вся власть принадлежала Советам.
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
- исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
- президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
- всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
- все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие характеристики, которые следует перечислить:
- исполнительная власть полностью принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр или канцлер;
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатуру выдвигает большинство лидеров сформированной коалиции;
- президент избирается не народом, а парламентом (или специальной коллегией);
- все акты президента действительны только в том случае, если они подписаны президентом совета или компетентным министром.
- любая ответственность за действия правительства лежит на его начальнике;
Основные характеристики парламентской республики
Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:
- исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
- президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
- глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
- всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
- все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.
Парламентская республика
Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:
- Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
- Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
- Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.
К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.
Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.
Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.
Особенности правления
Парламентское государство, как и президентская республика, также испытывает сегодня давление, которое направленно на «рационализацию» правления страной. Но в этом случае смысл такого управления заключается в усилении исполнительной власти, эта особенность состоит в том, чтобы появилась ограниченная возможность воспользоваться вотумом недоверия, поскольку это приводит к частому изменению состава правительства и, соответственно, к нестабильному развитию страны.
Основная задача «рационализации» заключается в том, чтобы сформировать стабильное правительство, избежать постоянного изменения министров (в Испании, к примеру, поменялось 62 кабмина со времени завершения Великой Отечественной войны, то есть в среднем одно правительство правило меньше года).
Понятие президентской республики
В данной форме правления особая роль отводится президенту. В его руках сосредоточены все полномочия. Отличительной особенностью является разделение властей – исполнительная сосредоточена в руках первого лица, а законодательная – парламент.
Отличительные черты президентской республики:
- избирание представителя происходит народом или коллегией выборщиков, как в Соединенных штатах;
- состав подчиненных штатов формирует президент. Фактически и юридически, именно первое лицо является руководителем. Он может отправить правительство в отставку;
- большие полномочия у того, кто стоит у руководящей роли государства. Имеет право подписывать законы и указы, но не может распустить собрание.
Отличительные черты (критерии) парламентарной, смешанной (полупрезидентской), президентской и суперпрезидентской республик, их примеры и сравнительный анализ. Парламент «форум» и «преобразователь».
Республика (лат. respublica от res — дело, publicus — общественный, т. е. «общее дело» или «общественное дело») — это форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают всеми правами. В рамках республиканской формы правления принято различать три основных вида: президентскую, парламентарную и смешанную республику.
1.Президентская республика — разновидность республиканской формы правления, при которой доминирующую роль в системе государственных органов играет президент.
Основными ее признаками являются:
— четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, обеспечиваемое действием системы сдержек и противовесов;
— президент обычно избирается всем народом (коллегией выборщиков в США), что обуславливает достаточно высокую степень его независимости от парламента;
— президент непосредственно возглавляет исполнительную власть в государстве, т. е. президент и глава государства, и глава исполнительной власти;
— должность премьер-министра не предусматривается;
— президент не имеет права роспуска парламента;
— парламент, как правило, не может вынести вотум недоверия правительству (в данном случае кабинету президента);
— президент самостоятельно формирует свой кабинет, отличающийся от обычного правительства тем, что он не является органом, принимающим коллегиальные решения, решения принимает президент;
— акты президента не подлежат контрасигнатуре;
— президент несет ответственность только в порядке импичмента и может быть отрешен от должности.
Классический пример президентской республики — США. В латиноамериканских странах и странах Африки президентская республика, как правило, трансформировалась в суперпрезидентскую республику. В европейских странах президентская республика не прижилась.
2.Парламентарная республика — разновидность республиканской формы правления, характеризуется тем, что парламент, являясь полновластным органом, формирует политически ответственное перед ним правительство и, как правило, избирает президента, который занимает в системе государственных органов достаточно скромное место.
Основными признаками парламентарной республики являются:
— президент избирается либо парламентом, либо коллегией, специально формируемой для его избрания с обязательным участием членов парламента (ФРГ, Индия);
— президент назначает главу правительства, но не по собственному усмотрению, а из числа лидеров партии или коалиции партий, располагающих большинством мест в парламенте;
— исполнительная власть принадлежит главе правительства (премьер-министру, канцлеру), который и имеет все необходимые властные полномочия для осуществления правительственной политики;
— правительство ответственно перед парламентом, а не перед президентом. В случае вынесения вотума недоверия или отказа в доверии правительство либо уходит в отставку, либо президент, не принимая отставки правительства, может распустить парламент (нижнюю палату) и назначить досрочные выборы;
— президент не может по собственному усмотрению отправить в отставку главу правительства, но по рекомендации главы правительства может отправить в отставку любого члена правительства;
— акты, издаваемые президентом, нуждаются в кон- трасигнатуре, т. е. подписи премьер-министра или министра, которые и несут за них ответственность.
Парламентарными республиками являются ФРГ, Италия, Финляндия, Венгрия, Израиль, Индия и другие страны.
3.Смешанная республика (иногда в научной литературе именуется парламентарно-президентской, президентско-пар- ламентарной, полупрезидентской, полупарламентарной) — это такая разновидность республиканской формы правления, при которой элементы президентской республики сочетаются с элементами парламентарной республики. Наиболее типичным примером смешанной республики является V Французская Республика. В соответствии с Конституцией 1958 г. Франция отказалась от парламентарной республики, существовавшей ранее по Конституции 1946 г. и установила смешанную республику.
Основными признаками смешанной республики являются:
— президент является главой государства и арбитром;
— президент избирается на основе всеобщих и прямых выбрров, получая власть непосредственно от народа;
— президент, не являясь юридически главой исполнительной власти (правительство возглавляет глава правительства — премьер-министр), в то же время располагает рядом важных полномочий, позволяющих ему воздействовать на политику правительства;
— президент и парламент совместно участвуют в формировании правительства (например, президент предлагает кандидатуры на посты министров, а парламент утверждает их);
— двойная ответственность правительства: и перед президентом, и перед парламентом. Президент за действия правительства ответственности не несет;
— право президента на роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов, но это право носит конституционно ограниченный характер.
В настоящее время смешанные республики реализуются в таких странах, как Франция, Португалия, Польша, Румыния и др.
СУПЕРПРЕЗИДЕНТСКАЯ (МОНОКРАТИЧЕСКАЯ) РЕСПУБЛИКА — разновидность президентской республики, характеризующейся режимом президентского правления. Суперпрезидентскую республику характеризуют:
а) концентрация всей полноты власти в руках «сильного» президента, который в таких случаях может быть не только главой государства, но и главой исполнительной власти, лидером правящей политической партии;
б) фактически ничем не ограниченное право президента распустить парламент;
в) право президента назначать на должность и освобождать от должности руководителей местных администраций, судей;
г) право президента вводить по собственному усмотрению режим чрезвычайного и военного положения;
д) практическая невозможность отрешения президента от должности;
е) деформация или полное отсутствие системы «сдержек» и «противовесов», которая является обязательным условием баланса законодательной, исполнительной и судебной властей;
ж) ориентация всех государственных структур во главе с президентом на установление монократического режима, при котором отсутствует подлинная демократия, а права и свободы граждан носят формальный, а нередко и фиктивный характер. В современных условиях существуют в большинстве латиноамериканских стран, некоторых азиатских и бывших советских республиках.