Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «7 приемов, которые помогут вам никогда не кричать на своего ребенка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При возникновении истерики у ребенка в 4 года от родителей требуется правильная реакция. В первую очередь, важно правильно определить тип истерики. В зависимости от этого требуется от родителей соответствующее поведение.
Как нужно реагировать на истерику
Первичная истерика
Подобные вопли по своей сути является проявлением эмоций с целью получения желаемого. У родителей есть только два пути действий, как успокоить ребенка при истерике:
- Отдать ребенку то, что он желает. Это покажет ему, что подобным способом он сможет забрать желанное всегда.
- Грамотно проигнорировать истерическое состояние, чтобы манипулятор понял, что его спектакль не имеет никакого действия.
К подобным истерическим спектаклям следует относиться очень спокойно, важно сохранять хладнокровие.
Если истерики выводят вас из себя, смотрите семинар Мама, не кричи!>>>, где получите алгоритм как сохранять спокойствие, когда ребенок не слушается.
К чему приводит привычка матери кричать?
В результате проявления материнской агрессии страдают оба — и мать, и ребёнок. Когда привычка кричать становится устойчивой, женщина переживает следующие болезненные эмоциональные процессы:
- сильное чувство вины за свое поведение;
- самобичевание, чувство стыда;
- снижение самооценки и убежденность в своей несостоятельности;
- ощущение недостойности иметь детей;
- усиление чувства раздражительности и гнева на ребёнка или других членов семьи;
- желание потакать всем детским капризам — как способ компенсировать вред от своего нервного срыва;
- мысли о нелюбви к ребёнку;
- бесконечное самокопание и вопросы «Почему я такая?», «Что со мной не так?».
Мать кричит не потому что дети ведут себя неподобающим образом, а потому что в этот момент что-то происходит с ней. Выражение агрессии — это процесс, за который несет ответственность сама женщина. Когда она приобретет привычку брать ответственность за проявление своих чувств на себя, то станет лучше понимать, почему она проявляет агрессию, какие мысли и чувства приводят к тому, что она испытывает ярость или раздражительность. Если женщина прислушается к себе, то поймет, что перед проявлением гнева, внутри нее рождаются определенные мысли или эмоции. Чаще всего, это мысли, которые пугают. Чего боится женщина и что заставляет ее кричать?
Четыре способа перестать кричать на своих детей
- Самое эффективное воспитание — это собственный пример. Поэтому лучший способ научить сына или дочь дисциплине — демонстрировать самоконтроль, навыки управления своими эмоциями и поведением. Очень важно понять, что чувствует и ребенок, и сами взрослые. Чем больше родители демонстрируют осознанность в отношении собственных эмоций, тем больше ребенок будет делать то же самое.
- Не нужно тратить энергию, пытаясь победить в бесполезной борьбе за власть. Негативные эмоции ребенка можно рассматривать как возможности для близости и обучения. «Они не угрожают вашей власти. Ваша цель — вести конструктивные беседы для решения проблем», — обращается к родителям Бернстейн.
- Для того чтобы понять своего ребенка, нужно вспомнить, что это вообще значит — быть школьником, учеником. Лучший способ узнать, что происходит с детьми, — это меньше читать им лекции и больше слушать.
- Важно помнить о сочувствии, эмпатии. Именно эти качества родителей помогают детям находить слова для обозначения и объяснения собственных эмоций. Можно поддержать их в этом с помощью обратной связи — с пониманием возвращая ребенку его собственные слова о переживаниях. Например, он огорчен, и мама говорит: «Я вижу, что ты очень расстроен», помогая обозначить свои сильные эмоции и говорить о них, а не проявлять их в плохом поведении. Родителям следует избегать комментариев вроде: «Ты не должен чувствовать разочарование», — напоминает Бернстейн.
- Испуг и страх у ребёнка. Он будет делать всё, что мы говорим, но только потому, что будет бояться нас. В его действиях не будет осознанности и понимания. Это может привести к постоянным различным страхам, нарушению сна, напряжению, замкнутости.
- Думает, что его не любят. Дети воспринимают всё очень буквально. И если мы, самые близкие для него люди, его обижаем, то малыш думает, что мы его не любим. Это опасно тем, что вызывает у ребёнка высокую тревожность, которую мы можем сразу не заметить.
- Крик как норма общения. Ребёнок будет считать, что кричать – это абсолютно нормально. И потом, когда он вырастит, просто будет кричать на нас в ответ. В итоге ему будет трудно налаживать контакт как с ровесниками, так и со взрослыми. Также это может привести к агрессии у ребёнка.
Называя ребёнка «неряха», «глупый», «лентяй» и т.д., мы только укрепляем в его сознании, что он такой. Важно говорить лучшие качества и ИЗБЕГАТЬ ЯРЛЫКОВ.
Например, ребёнок плохо обращался с домашним животным. Бабушки и дедушки называли его «живодёром», жестоким, родители это подхватывали и тоже ругали. В итоге ничего не помогало. Любые наказания и ругань не работали.
Тогда психолог предложила семье в течение какого-то времени говорить ребёнку о том, как он любит животных, какой он заботливый по отношению к животному, как у него хорошо получается заботиться и ухаживать за ним. В итоге ребёнок не только кардинально изменил своё отношения к животным, но теперь мечтает стать ветеринаром.
Этот метод работает и в простых ситуациях, чтобы мотивировать ребёнка. Озвучивая хорошие качества или поступки (например – «о, как ты хорошо прибрала стол», пусть даже остальное в полном бардаке или «о, как ты хорошо помыла тарелочку», «как ты старательно помогаешь»), у детей расправляют крылышки, и они стараются больше.
Почему родители кричат на детей
Если вы решили найти метод, который позволит вам воспитать ребенка без криков, то, прежде всего, необходимо прояснить некоторые моменты. Во-первых, воспитание без криков не означает, что вам не следует повышать голос ни при каких обстоятельствах. В особых ситуациях такой вариант является вполне подходящим, например, если вам нужно предупредить ребенка о возможной опасности или других значимых событиях. Кроме того, ребенку нужно дать понять, что родители тоже люди и могут иногда очень эмоционально и пылко проявлять свои чувства.
Но если крики стали привычным методом воспитания и борьбы с шалостями по причине того, что ребенок не воспринимает иные методы общения, то при таких обстоятельствах ситуация раскрывается с иной стороны.
В таком случае это можно расценивать не иначе, как ошибки воспитания. В подобных ситуациях крик воспринимается лишь как выражение родительской беспомощности и невозможности повлиять на ребенка.
Использовать «метод паузы»
Когда мама игнорирует крик младенца, его потребности удовлетворяются слишком поздно, а когда она чересчур заботлива — слишком рано. Оптимальный вариант — реагировать с небольшой задержкой. Сколько должна длиться такая задержка, знает только сама мама. Заботясь о малыше, она учится понимать, когда он может подождать и потерпеть, а когда нужно бежать к нему немедленно. У каждого ребенка своя степень чувствительности и восприимчивости, и только человек, который находится с ним постоянно, изо дня в день, может это прочувствовать и обеспечить подходящие именно для него условия комфорта, безопасности и стабильности.
По мере взросления младенца можно уже не бросаться к нему по первому зову. Если мама хватает его на руки, едва он заплачет, она не успевает понаблюдать за ним, а если не наблюдать, то невозможно определить, в чем он действительно нуждается. Пауза между зовом и реакцией нужна, чтобы послушать и понять, что малыш пытается сообщить своим плачем, и не реагировать автоматически. Ведь прежде чем ответить, надо выслушать вопрос.
Если между «запросом» младенца и нашим «ответом» есть пауза, «зазор», малыш испытывает так называемую оптимальную фрустрацию. Это небольшое разочарование не травмирует психику ребенка, а, напротив, делает ее более устойчивой. Поэтому познакомить малыша с фрустрацией — важная задача родителей. Но делать это надо постепенно, последовательно и с любовью.
Признание чувств — это обязательное условие эмоционального контакта. Вы должны продемонстрировать не только отсутствие угрозы, но и то, что слышите ребёнка, понимаете и принимаете его. Ведь вы любите его любым, а не только когда он ведёт себя как паинька, правда? Покажите это.
Это совсем несложно. Главное в эмоциональных ситуациях — назвать переживание ребёнка в данный момент: «Тебя это взбесило, верно?», или «Наверное, ты чувствуешь себя покинутым», или даже самое общее: «Вижу, тебе сейчас нелегко». А потом слушайте, говорите, если нужно, объясняйте ребёнку сложные моменты или поясняйте, почему то, что он сделал, — плохо.
Нужно настроиться на переживания ребёнка и посмотреть на то, как происходящее выглядит с его точки зрения. Получая от родителей такое сообщение, дети чувствуют, что им сопереживают, что их понимают и любят. Это позволяет им успокоиться, рассуждать здраво и воспринимать ваши замечания.
Каждый истеричный ребёнок во время приступа ведёт себя по-разному. Кто-то может просто топать ногами и громко орать. Другие начинают кататься по полу. Но опаснее всего те, кто, выплёскивая негатив и агрессию, наносит повреждения себе и окружающим. Родители должны знать, как это происходит с их малышом. Это позволит своевременно предпринять необходимые меры безопасности.
Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:
- лёгкое хныканье;
- сопение, пыхтение, ворчание;
- поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
- нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
- глаза, полные слёз;
- закрытая поза (руки в замке перед собой);
- методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
- нервные, резкие движения;
- красное лицо.
Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:
- плачет;
- громко кричит до хрипоты;
- размахивает ногами и руками;
- топает, прыгает;
- разбрасывает предметы;
- тяжело, прерывисто дышит;
- натужно и долго кашляет;
- царапает, кусает самого себя и окружающих;
- бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
- бьётся головой об стену;
- не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
- катается по полу;
- лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.
При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».
В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:
- гнев, ярость, злость, негодование;
- раздражение, недовольство;
- агрессию;
- отчаяние, горькое разочарование;
- обиду.
Причины истерик у детей
Истерика – это состояние сильной возбужденности, которое сопровождается резкой переменой настроения, вспышками гнева и отчаяния, а также потерей самоконтроля. Дети в истерике могут кричать, плакать, падать на пол, стучать кулаками и даже биться головой об стену. Маленькому ребенку тяжело выйти из этого состояния самостоятельно, поэтому истерика может длиться достаточно долгое время. В чем же причины истерик у детей?
-
Переутомление и перевозбуждение. Малыши могут уставать как от монотонных занятий (долгие поездки, интеллектуальная работа), так и от эмоционально насыщенных событий (походы в развлекательные центры, активные и шумные игры со сверстниками, посещение нового для крохи места). Если ребенок устал, вероятность возникновения истерики значительно возрастает.
-
Физический дискомфорт: боль, голод и жажда, духота, перегрев и так далее.
-
Невозможность описать свое требование словами. У маленьких детей часто возникают конфликты и недопонимания со сверстниками из-за того, что они еще не могут выразить свое желание словами. Взрослые тоже не всегда понимают, чего хочет малыш, который еще не умеет или только учится говорить. Непонимание со стороны близких людей часто приводит к истерикам.
-
Стремление к самостоятельности. Если родители, чрезмерно заботясь о крохе, не дают ему проявлять самостоятельность, это может спровоцировать частые истерики. Особенно ярко это проявляется в кризисные периоды развития (1 год, 1,5 года, 3 года).
-
Нехватка внимания. Ребенок, который недополучает заботу и ласку, скорее всего, будет пытаться привлечь к себе внимание различными способами. Истерика редко оставляет родителей равнодушными.
-
Отказы и запреты. В силу эмоциональности и недостаточного развития самоконтроля, дети младшего возраста обычно бурно реагируют на любые препятствия на пути исполнения их желаний.
-
Непоследовательность взрослых. Отсутствие у родителей единой позиции по поводу воспитания ребенка или плавающие границы дозволенного приводят к отсутствию у малыша четкой картины мира, а значит и ощущения предсказуемости и безопасности. В связи с этим появляется капризность и импульсивность.
Почему нельзя кричать на детей?
Прежде всего давайте уясним:
Гнев, крик и даже агрессия – нормальные эмоции, характерные для всех людей. Подавлять любые эмоциональные проявления вредно для человеческой психики и здоровья в целом.
Когда у человека появляется причина для злости, ее нужно выплеснуть. В противном случае неизбежны последствия, например, появление депрессии. Однако выплескивать эмоции следует правильно, не нанося вреда ни взрослым, ни детям. Крик и агрессия по отношению к сыновьям и дочерям не допустимы.
Почему?
Как маме не срываться на детей
Личностное развитие
В мире четко работает закон: вы кричите, на вас кричат. Подросший ребенок точно так же будет орать на родителей, как в раннем детстве кричали на него.
Помимо перечисленных выше проблем, у ребенка появится:
- Апатия и замкнутость.
- Страхи и тревожность.
- Ухудшение памяти и концентрации внимания.
- Трудности с коммуникаций, страх публичных выступлений, знакомств и пр.
Все перечисленное качества нередко сохраняется на всю жизнь. Поэтому человеку труднее реализовать себя в социуме, выстроить карьеру и семейные отношения.
Техники расслабления для уставшей мамы
Способов привести свою нервную систему предостаточно. Например, вы можете:
- Выделить время на себя. Сходить в парикмахерскую или заняться спортом.
- Встречаться с друзьями для задушевных разговоров.
- Гулять на свежем воздухе.
- Полноценно отдыхать ночью, старясь вовремя лечь спать.
- Больше общаться вживую и с виртуальными знакомыми.
- Слушать музыку, рисовать, вышивать и пр.
Все это помогает переключиться и стабилизировать настроение.
Как перестать кричать на ребенка. Советы психологов
5 способов сдержать гнев:
- Анализ конфликтных ситуаций. Когда поведение ребенка приводит к вашей агрессии?
- Умение сказать себе «стоп», когда хочется кричать.
- Почему вы накричали? Ребенок плохо себя вел или вас обидел кто-то?
- Мотивация для сдерживания крика – последствия, которые не заставят себя ждать. Негатив выплеснуть получится, а проблемы не решатся.
- Любые проблемы легче решить без агрессии и крика. Сказанное спокойно доходит быстрее и лучше.
У всех ли детей бывают возрастные кризисы?
Да, у всех. Ведь развитие без кризисов невозможно. Другое дело, что все дети разные, так что прохождение кризиса у каждого ребенка будет иметь свои индивидуальные особенности.
- Кризис 3 лет один ребенок может прожить в 2,5 года, а другой – только к 4 (именно поэтому мы говорим о расплывчатости временных границ). Да и длиться кризис будет у всех по-разному – у кого-то пару месяцев, а у кого-то почти год.
- Из-за разности темпераментов и характеров одни дети, если так можно выразиться, живут в постоянном кризисе, а другие проживают свои кризисы сглажено.
- Поскольку любой возрастной кризис тесно связан с социальной ситуацией развития (еще одно понятие, введенное в психологию Выготским), то огромное значение имеют те условия, в которых растет ребенок (семья, детский коллектив) и их влияние на процессы его развития.
Часто то, что мы принимаем за возрастной кризис, бывает просто реакцией отторжения на внешнюю среду:
- детский сад;
- непосильную нагрузку из кружков и секций;
- стиль воспитания – чересчур авторитарный или, наоборот, попустительский.
Границы и правила – зачем они нужны
Прежде всего определим, что такое детское непослушание. Это – невыполнение ребенком требований и просьб взрослых членов семьи, и важнейшим аспектом в этом случае выступает система правил.
К нам обратилась мама 4-летнего Сережи. Первым запросом, который прозвучал для специалиста, был «Научите его слушаться, он не делает того, что я ему говорю!». В ходе дальнейшей работы мы выяснили, что именно он не хочет выполнять и как реагирует на просьбы и замечания взрослых. Оказалось, что мама предлагала ему чистить зубы не каждое утро, а только в выходные дни, когда они вместе отправлялись умываться по утрам, а пресечь длительный просмотр мультфильмов пыталась лишь во время визитов бабушки в гости. Отсутствие четкого свода правил вызывало протест малыша. «Почему я всегда могу смотреть телевизор, а сегодня мне запрещают сидеть за ним весь вечер?», — примерно такими могли быть мысли Сережи. Разумеется, запрет вызывает бурную реакцию.
Чтобы выполнять требования взрослых, ребенку необходим некий свод правил, которые регламентируют его деятельность. И правила, как это ни странно, должны соблюдаться в первую очередь взрослыми.